МААМ-картинки

Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников

Оксана Юрьева
Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Публикация «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Поэтому перед педагогами-музыкантами стоят вопросы : как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются на практике – это :

Коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музици-рования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность: «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации ребёнка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

«Хор рук». Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Ритмодекламация под музыку. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Игры звуками. В работе с играми звуками выделяю условно сле-дующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость от-крытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

Элементарное музицирование. В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музы-кальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра, которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, за-гадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;

удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;

музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться. Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку.

Публикации по теме:

Использование интерактивных технологий в воспитании дошкольников 2.( «Если сегодня мы будем учить так, учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи.) Современное информационное общество не может.

Фотоотчет о комплексно-тематическом музыкальном занятии «Игровые технологии в музыкальном воспитании дошкольников»Фотоотчет о комплексно-тематическом музыкальном занятии «Игровые технологии в музыкальном воспитании дошкольников» Встреча у волшебного Дуба. Детям необходимо выполнить задания Волшебных Червячков, которые живут на Дубе, по определению звуков по высоте,.

Консультация «Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников» 1 слайд: тема моего выступления Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 2 слайд: «Без игры нет,.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее время побуждают специалистов к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, развитию экологического.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает.

Анализ работы «Использование инновационных технологий в ДОУ» Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к развитию личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества.

Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии ребёнка Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателяна занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются.

Использование инновационных технологий в работе музыкального руководителя Музыка является источником особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников Музыкальный руководитель: Чурюмова Л. С. МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
Опубликовано: 29 декабря 2015 в 08:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Юрьева (УИ 403341) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД