Ольга Бычкова
Конспект НОД «Использование элементов мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми на тему:
“Использование элементов мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста”
Воспитатель: Бычкова Ольга Николаевна.
Публикация «Конспект НОД „Использование элементов мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развитие речи и коммуникативных способностей детей посредством использования мнемотехнических таблиц.
Задачи:
*закрепить знание детей о том, как звери готовятся к зиме;
*формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;
*закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в лесу;
*упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели;
*развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
*обогатить словарный запас словами: «хвойное», «лиственное», «золотая», «дождливая», «холодная», «разноцветная», «хмурая»;
*формировать знания детей о кунице, белке;
*развивать тактильную память;
*закрепить умения детей работать с клеем, природным материалом;
* развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
*воспитывать доброе отношение к животным, побуждать детей проявлять заботу о них, воспитывать эмоциональную отзывчивость;
Материал к проведению непрерывной образовательной деятельности: конверт с письмом, аудиозапись «Звуки леса», аудиозапись песни В. Шаинского «Белочка», игрушка-ёжик, игрушка - белка, мешок, шишки, орехи, жёлуди, морковь, капуста, поднос, лист А1 с нарисованным деревом, сухие листья, детские рисунки, клей.
Технические средства: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Вы можете его прочитать?
Показывает письмо детям. Кто-то из ребят или воспитатель читает слово «Помогите».
Воспитатель: Наверное, у кого-то беда. Посмотрите, здесь нарисованы деревья. Это лес. Поспешим на помощь?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Дети: В лес нужно ходить только с взрослыми. Далеко от взрослых не убегать. Нельзя разжигать костёр. В лесу нельзя шуметь.
Воспитатель: Молодцы, а теперь закройте глаза и представьте, что мы очутились в осеннем лесу.
Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Воспитатель: Посмотрите. Как здесь красиво, спокойно. Какие красивые слова мы придумаем про осень, какая осень?
Дети: Осень золотая, разноцветная, поздняя, красивая, хмурая, дождливая, холодная, сухая.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите: за ёлкой спрятался ёжик (находит и показывает детям игрушку-ёжика, он плачет. Что же с ним случилось? Ёжик, почему ты плачешь?
Дальше воспитатель говорит и за ёжика.
Ёжик: Скоро кончится осень, я сделал запасы на зиму - грибы, ягоды, корешки, яблоки. Посмотрите. Сухими листьями утеплил свою норку. Но очень беспокоюсь о своей знакомой, которую давно не видел. Послушайте песню и отгадайте, как зовут мою знакомую.
Звучит аудиозапись В. Шаинского «Белочка».
Дети: Это белка.
Ёжик: Молодцы ребята!
Воспитатель: Ёжик, это ты нам письмо прислал?
Ёжик: Да. Помогите мне найти белочку. Я собрал для неё мешок с гостинцами. Нужно ей передать.
Воспитатель: Ребята, поможем Ёжику найти белочку?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Давайте возьмём Ёжика и пойдём искать белочку. Здесь нет. Тут тоже нет.
Заглядывает под деревья, смотрит по сторонам.
Воспитатель: Ребята, посмотрите мы нашли белочку.
Достаёт игрушку-белочку.
Воспитатель: Посмотрите на экран, на каком дереве сидит белка: на лиственном или на хвойном?
Смотрят на картинку «Белка сидит на хвойном дереве».
Дети: На хвойном.
Воспитатель: Правильно. У хвойного дерева вместо листьев хвоя, иголки. Белка живёт в дупле, высоко на дереве, чтобы никто не смог залезть в её дом и потревожить её покой, потому что у белки есть враги. Это охотники и куница. Ребята, а вы знаете, кто такая куница?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда слушайте и смотрите.
На экране появляется фотография куницы.
Воспитатель: Куница ростом с кошку. Она никогда не бегает, а всегда скачет. Куница очень ловко лазает по деревьям, стремительно передвигается вверх и вниз по стволу. Длина прыжка куницы может достигать 4 м. Именно поэтому она легко может охотиться за белкой. Охотится куница ночью. Глаза её ночью слабо светятся медно-красным светом. Вот такая куница. Составить рассказ о белке нам поможет наша помощница-таблица. Садитесь поудобнее. Посмотрите на символы. Что здесь нарисовано?
Рассматривают таблицу.
Воспитатель: А теперь послушайте, какой рассказ у меня получился. Белка - не домашнее, а дикое животное. Она живёт в лесу. Высоко на дереве её домик - дупло. Мех белки рыжего цвета. На ушках кисточки, хвост длинный и пушистый. Белка боится охотников и куницу. Главный корм белок – семена еловых и сосновых шишек. Белка сушит шляпки грибов, собирает спелые орехи, жёлуди и ягоды.
А теперь вы при помощи таблицы расскажите про белку.
Звучат рассказы детей.
Воспитатель: Давайте устроим соревнование, но сначала разомнёмся:
Домик белочки – дупло.
Там уютно и тепло.
Запасает в нём без спешки
Белка шишки и орешки.
Воспитатель: У меня есть разрезанная таблица. Помогите мне правильно её сложить. Давайте разделимся на две команды.
Каждая команда получает по конверту и складывает свою таблицу.
Воспитатель: Молодцы, всё правильно сложили.
Ёжик: Давайте отдадим белке мой подарок, только я не уверен, что всё правильно собрал.
Воспитатель: А как же теперь быть? Ребята, вы знаете, что ест белка? Вы поможете ёжику?
Дети: Поможем!
Дети на ощупь выбирают гостинцы из мешка для белочки и складывают на поднос.
Воспитатель: Молодцы! Всё правильно собрали.
Ёжик: Теперь я не буду переживать за мою знакомую белочку. Спасибо вам, ребята! А сейчас нам пора домой в лес. До свидания.
Дети: До свидания, ёжик, до свидания, белка.
Воспитатель: Ребята, помните, вы рисовали белок?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте сделаем для них дом. Где живут белки?
Дети: В дупле.
Воспитатель: А где находится дупло?
Дети: На дереве.
Воспитатель: Конечно, высоко на дереве! Сейчас все вместе мы сделаем дерево, украсим его осенними листьями и подарим нашим белочкам.
Воспитатель с детьми наклеивает сухие осенние листья на заранее нарисованное дерево.
Воспитатель: Какое красивое дерево у нас получилось! Давайте белочек посадим на дерево.
Наклеивают заранее нарисованные и вырезанные рисунки белок на дерево.
Воспитатель: Вы сегодня сделали много добрых дел: помогли ёжику найти белку, выбрали для неё гостинцы и сделали для белок новый дом. Вы так же узнали, что любит белка и кого боится. Узнали кто такая куница. Вы хорошо потрудились, а теперь пора отдохнуть.