Ирина Сазанова
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»
Доклад на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
Подготовила: Сазанова И. В.
г. Переславль – Залесский
2019 г.
СЛАЙД 1ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Публикация «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Вашему вниманию хочу представить работу на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
СЛАЙД 2 ФГОС ДО: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение на занятиях по развитию речи метода моделирования.
СЛАЙД 3Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки
формы связной речи :
-диалог
-монолог
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
СЛАЙД 4 Приемы обучения монологической речи :
- Совместное рассказывание
- Образец рассказа
- План рассказа
- Коллективное составление рассказа
- Составление рассказа по частям
- Моделирование
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов — самостоятельному рассказу и пересказу. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой и других показана роль рассказывания в развитии связности детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы.
СЛАЙД 5 Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи
В условиях реализации ФГОС ДО воспитателя ДОО приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям образования. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества является использование мнемотехники для развитиясвязной речи у дошкольников. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
СЛАЙД 6 Задачи овладения приемов мнемотехники :
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- развитие творческих способностей детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их;
- развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
СЛАЙД 7 Использование приемов мнемотехники :
- обогащение словарного запаса; пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- составлению описательного рассказа;
- творческий рассказ
Приемы мнемотехники могут быть использованы в работе над всеми видами связного монологического высказывания
СЛАЙД 8 Условные заместители:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Мнемотехнические приемы и способы использует во всех образовательных областях на совместной деятельности, с учетом интеграции и требований ФГОС ДО.
СЛАЙД 9 Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях воспитатель может использовать модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
СЛАЙД 10, 11, 12 Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для детей среднего дошкольного возраста использует цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняется или заменяестя другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
СЛАЙД 13 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
СЛАЙД 14 Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
СЛАЙД 15 Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
СЛАЙД 16 Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Параллельно с этим можно использовать речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
СЛАЙД 17 Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Вывод:
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
- развитие связной речи;
- развитие у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти;
- содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный прием, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.