МААМ-картинки

Из опыта работы «Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Наталия Пимашова
Из опыта работы «Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы «Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Публикация «Из опыта работы „Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Основная задача развития речи – воспитания звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка : она развивает мышление, воображение ребенка; обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительность средств языка - сказки, рассказа, стихотворения. Постепенно у детей прививается любовь к литературе, речь становится образной, непосредственной и живой в том, случаи, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству. Среди богатств народного эпоса – сказки являют собой особою фольклорную форму, сказка в первую очередь рассчитана на взрослого, который способен через художественное слово передать ее содержание. Здесь все важно: форма, содержание, художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное умение сохранять изюминку народной мудрости.

Первая и самая основная задача научить детей правильно пользоваться – заместителями. Замещение основывается на каком-то различии между персонажами: различие по цвету «крокодил-зеленый круг, солнце-желтый круг», по величине «слон-большой круг, мышка-маленький круг», начинать надо с 2-3 предметов –затем вводить еще, когда дети освоили, переходить к разыгрыванию простых сюжетов ( например: давайте сыграем в то, что мама с дочкой ушла в магазин, на листе рисуем два прямоугольника в разных концах – дом и магазин, затем даем круги и предлагаем выбрать –кто мама, а кто дочка; можно усложнить - папа пришел с работы, каким кружком они обозначат его). Дети любят, когда их руки заняты, предметы заместители организуют ребенка, двигая предметы-заместители, они ненавязчиво запоминают нужный текст, особенно интересно детям моделировать сказки. С детьми 2-3 лет лучше всего начинать со сказки «Курочка Ряба», а затем переходить к сказкам (Заюшкина избушка, Колобок, Теремок, Кот петух и лиса, Волк и семеро козлят и др). Детям 3-4 лет для полного разыгрывания с предметами-заместителями можно взять сказку Л. Н. Толстого «Три медведя», медведи-это бумажные полоски разной длины и цвета, Маша –полоска равная по длине Мишутке, но другого цвета (например Маша-красная полоска, Мишутка-коричневая). Стулья квадратики разной величины, сам, дом, нарисованный на листе прямоугольник с одной стороны дверь, а с другой окно, через которое в конце сказки убегает Маша. Вы рассказываете сказку, дети ее разыгрывают.

Вот Маша пришла в пустой дом, поела из большой чашки, из средней, маленькой; посидела по очереди на стульях, полоска переходит от одного к другому квадрату, съела суп у Мишутки, сломала его стул, отправилась спать на его постель, рассказывать надо медленно, чтобы ребенок разыграл каждую сцену – покормить Машу, покататься на стульчики предложите перевернуть квадрат-стул- он упал, перевернуть тарелку из которой ела она – обратная сторона должна отличаться от лицевой.

Разыгрывание сказки или рассказа позволяет детям лучше усвоить содержание, способствует умению соотносить предметы по величине. Когда дети овладели разыгрыванием переходим к конспектированию (например, сказка про трех котят – прочли о том, что белый котенок ушел гулять – дети рисуют круг около дома (дом-квадрат нарисованный на листе) и так далее по тексту, в итоге получается серия рисунков по которым дети рассказывают сказку; не все хорошо рисуют, но рассказать могут -ведь они рисовали сами, на качество рисунка внимание обращать не надо, чем условнее изображение,тем лучше.

Условное изображение повышает самостоятельность детей, представляется широкое поле для фантазии.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой можно выделить два направления, которые имеют большое значение для развития умственных способностей детей.

Первый этап – научить использовать модели при пересказе: обозначить персонажей и основные атрибуты предметами заместителями, затем передавать основные события художественного произведения.

Второй этап – двигательное моделирование, перемещение заместителей: например сказка «Лиса, заяц и петух» для нее берем круги одинаковые по размеру, но разные по цвету (белый круг - заяц, оранжевый-лиса, серый-волк, коричневый-медведь, красный-петух). Вы рассказываете сказку, а дети выполняют определенные действия по ходу сказке (ушел, пришел). В сказке «Теремок» герои бумажные круги разного размера и цвета, сам теремок-квадрат_- все происходит вокруг этого квадрата.

Намного сложнее загадывание сказки с помощью предметов заместителей, переходить к такому этапу нужно тогда, когда дети усвоили содержание сказки, умеют отвечать на вопросы, пересказывают ее, и это должна быть хорошо знакомая сказка.

Сочинение новых вариантов сказки интересный, но сложный этап в моделировании и начинать надо с хорошо знакомых сказок: «Теремок», «Колобок» - здесь нет труда в придумывании новых вариантов (новый кружок- кто он, человек? и т. д.).

Сложнее придумать новый эпизод к сказке «Гуси лебеди», здесь каждая сцена отличается от предыдущей, можно лишь досочинить сказку. Трудность заключается в том, что нужно предложить еду какую-то? Надо обладать хорошим воображением.

Читая сказку надо направлять внимание ребенка на определение и сравнение, которое есть в произведении. В стихотворении К. Чуковского «Чудо-дерево», красивое описание башмачков (а для Мурочки такие крохотные, голубые, вязаные башмачки и с помпончиками). Сравнение важнейшее средство художественной литературы, с их помощью писатель создает образ, передает свое отношение к нему, учит воспринимать не только сюжет но и красоту языка.

Рассказ В. Сутеева «Под грибом», его черта четкое членение содержания на смысловые части: здесь наглядные модели представляют собой смысловые карточки (каждая карточка – одна смысловая часть). Но дети могут строить модель и самостоятельно, вместо готовых карточек с нарисованными заместителями, рисовать на листе рамочки с заместителями в них, и соединять рамочки стрелочками. Если модель соответствует рассказу – ребенок справился.

Моделирование помогает детям сочинять малые фольклорные формы, выступает в роли плана при пересказе, формирует у детей элементарные обобщенные представления о рассказе.

Развитие монологической речи у детей является важной задачей и в этом, помогает использование наглядности, она облегчает процесс становления связной речи. Можно начать с использования схем, иллюстраций, панно при обучении детей не только пересказу, но и составлению описательного рассказа. Не к любому произведению можно составить схему или панно, надо чтобы в тексте были повторяющиеся сюжетные моменты (например, сказка «Как собака друга искала»). Путей пересказа много с опорой на наглядность, иллюстрации, схематические рисунки, рисунки сделанные взрослыми, ответы на вопросы и из них затем сложится сюжет сказки или рассказа, но вопросы должны быть правильными, грамотными. Сказать сколько времени потребуется на каждый этап нельзя, все зависит от уровня развития ребенка.

К. И. Чуковский считал «Цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радостям, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя, ее, активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость».

Моделирование довольно распространенный вид работы, он используется не только в речевом развитии, но и в познавательном развитии, в социально-коммуникативном развитии. Работая в тетрадях по математике, мы добиваемся выполнения задания и четкого проговаривания своих действий. Знакомя с эталонами формы, предложите на плоскостных геометрических фигурах схематически изобразить лица – получаются фигуры-человечки, с которыми можно играть (например, помогите фигуркам-человечкам попасть в свои домики, такие задания с элементами моделирования помогают быстрее научиться различать предметы по величине, форме, цвету.

Работа в календаре природы, где дети схематически отмечают изменения в природе, это тоже элемент моделирования, не надо просить ребенка копировать ваши знаки, будет лучше, если дети проявят свою фантазию. У детей хорошо развито воображение, лучше чем у нас. В облаках ребенок видит – зверей, цветы и т. д.

Именно поэтому решила познакомить детей с моделированием маленькими человечками. Мне казалось трудно, не поймут, но я ошиблась - детям это интересно. Они рисуют их, выкладывают из счетных палочек, а если вы хотите знать какие отношения в семье попросите нарисовать ребенка (себя, маму, папу) моделируя маленькими человечками ребенку легче рисовать, а вы по рисунку поймете есть проблемы в семье, или все хорошо (если все члены семьи держатся за руки, семья дружная и там нет проблем). Очень интересно дети рассказывают по своим рисункам, слушая их узнаешь микроклимат семьи, только слушать надо заинтересованно и ребенок будет вам благодарен. Дети очень любят играть, и в маленьких человечков тоже – изображать себя в роли воздушных, водных, каменных, деревянных. Роль ММЧ в том, что дети получают доступ к скрытым свойствам вещей, они раскрывают перед ними область особых отношений (модель-оригинал).

Сегодня нужны люди интеллектуальные, смелые, творческие, самостоятельные, умеющие принимать решения без боязни и в этом может помочь метод ТРИЗ, он расширяет круг представлений, развивает память, растет словарный запас, преодолевается застенчивость, замкнутость, формируется логика, ребенок учится самостоятельно находить решения.

Публикации по теме:

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста (из опыта работы) Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но.

Использование занимательного материала в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы) «Мышление начинается с удивления»-, любил повторять выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Необходимым условием развития современного общества.

«Использование игр с элементами театрализации в речевом развитии младших дошкольников». Из опыта работы«Использование игр с элементами театрализации в речевом развитии младших дошкольников». Из опыта работы Использование игр с элементами театрализации в речевом развитии младших дошкольников [/b] Театрализованная деятельность – это не просто.

Из опыта работы «Использование сказкотерапии в социализации детей среднего дошкольного возраста» Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее.

Из опыта работы «Моделирование в речевом развитии» Из опыта работы «Моделирование в речевом развитии» Основная задача развития речи – воспитания звуковой культуры речи, словарная работа,.

Из опыта работы по использованию элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками Из опыта работы по использованию элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками. МБДОУ №107 г Чита. Воспитатель: Марченко Л. П. В данном саду я.

Использование технологии ТРИЗ в музыкальном развитии детей дошкольного возрастаИспользование технологии ТРИЗ в музыкальном развитии детей дошкольного возраста Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать язык музыки «Использование технологии ТРИЗ.

Консультация с презентацией «Использование центров активности в речевом развитии детей раннего возраста» Использование центров активности в речевом развитии детей раннего возраста Центр активности в группе раннего возраста «Малыш» организована.

Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме «Использование ИКТ в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» В работе c дошкольниками применение мультимедиа.

Виртуальное образовательное пространство в развитии детей дошкольного возраста (из опыта работы) Информатизация сферы образования приобретает огромное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 октября 2019 в 11:05
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Использование элементов ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Пимашова (УИ 1649946) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД