Кобыжакова Людмила Геннадьевна
«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Кобыжакова Людмила Геннадьевна и Катустина Элина Захаровна.
Гости заходят в кабинет, с подноса выбирают по одному листочку и присаживайтесь за соответствующий стол.
Слайд №1
Тема: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас на сегодняшнем мастер-классе. Меня зовут Людмила Геннадьевна и Элина Захаровна.
Публикация «„Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Тема нашего мастер-класса «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Слайд №2.
В работе по данной технологии мы ставим перед собой Цель: создать условия для повышения речевой активности детей дошкольного возраста.
Для реализации цели, решаем следующие задачи, которые представлены на слайде.
Задачи:
1. Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
2. Способствовать развитию связной речи, восприятия, воспроизведения, умению детей работать с опорой на мнемотаблицу, расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для улучшения адаптации в современном обществе, снимать речевой негативизм.
Слайд №3.
Мнемотехника - система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
К мнемотехнике относятся : мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
(найти примеры и вставить).
Мнемотехника помогает развивать :
• Ассоциативное мышление;
• Зрительную и слуховую память;
• Зрительное и слуховое внимание;
• Воображение;
• Связную речь;
• Мелкую моторику рук (в презентацию не вставлять просто сказать).
Слайд №4.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или на маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Слайд №5.
- Предлагаем вам попробовать поработать с мнемотаблицей. в которой зашифрована загадка. Кто из вас готов ее озвучить?
Загадка: сидит девица в темнице, а коса на улице.
Слайд №6.
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в обширном потоке информации, где живое общение заменяется общением с телевизором, планшетом, телефоном, компьютером. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Слайд №7.
В нашей работе с детьми мы начали использовать данную технику для эффективного развития речи у дошкольников. В начале в работе с детьми использовали цветные мнемотаблицы, так как у детей формируются сенсорные эталоны: елочка - зеленая, ягодка – красная.
Детям предлагается самостоятельно заполнить мнемотаблицу с использованием готовых разрезных картинок.
Например, на слайде представлена д/и, «Овощи и фрукты», которая направленна на формирование представлений об овощах и фруктах и где они растут.
Дидактическая игра.
Овощи огурец помидор лук
фрукты яблоко ананас персик лимон
фото детей с цветной мнемотаблицей.
Слайд №8.
В дальнейшей работе применяем схемы с использованием символических изображений одного цвета.
Фото детей с мнемотаблицей одного цвета.
Слайд №9.
После того как у детей сформировался навык работы с мнемотаблицей, мы решили усовершенствовать применение данной технологии. В нашем саду имеются интерактивные доски. При закреплении пройденного материала детям предлагается расставить картинки в таблицу, подготовив описательный рассказ или придумать загадку.
Фото детей возле интерактивной доски
Слайд №10
На слайде представлена мнемотаблица, по которой дети смогут кратко рассказать о задуманном предмете. Например, отгадайте, что это
? овал зеленый
грядка Твердый, мягкий. Его едят
В работе по мнемотаблице мы сотрудничаем с родителями, даем домашние задания, например, составить описательный рассказ о животном или о своей семье и т. д. С выполненным заданием они выступают и представляют свой рассказ по мнемотаблице перед другими детьми.
Слайд №11.
Результат: Таким образом, мы пришли к выводу, что, используя данную технику у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; обогащается словарный запас.
Практическая часть.
Материал:
1. Разрезные картинки.
2. Клей карандаш.
3. Таблицы.
4. Интерактивная доска.
5. 3 коробки под загадки.
6. Игрушки для загадок.
7. 9 конвертов для заданий.
8. Напечатанные стихи.
- Переходим к практической части, где мы предлагаем вам поработать по данной технике.
- На столах лежат конверты и коробки. В коробке спрятан предмет. Ваша задача, посмотреть предмет, но так чтобы другие команды не догадались, что у вас спрятано в коробке. И по данному предмету, мы предлагаем вам придумать загадку, используя разрезные картинки и таблицу, которые лежат в конверте под №1. Будьте внимательны, в конверте лежат не только подходящие картинки, но и лишние, которые могут ввести вас в заблуждение. Их использовать не обязательно.
- Затем один участник из команды выходит к интерактивной доске, заполняет таблицу и загадывает свою загадку другим командам
Задание №1.
«Придумай загадку?»
1. облака, крыло птицы, ремень безопасности, кресло, колеса, окно. Лишние картинки: руль от машины, волны, рельсы, весло. (Самолет)
2. ручка от двери, огонь, крышка, вода, вилка электрическая, нос. (чайник). Лишние картинки: телевизор, кровать, карандаши, цветок.
3. логово, лапы, лес, зайчик, серый цвет. (волк) Лишние картинки: изба, мед, бабушка.
Команды выполняют данные задания за столами, выбирая подходящие картинки для загадок и наклеивают их в мнемотаблицу.
Затем один участник из команды выходит к интерактивной доске, заполняет таблицу и загадывает свою загадку другим командам.
- Молодцы, справились с этим заданием. Предлагаем теперь вам немного отдохнуть.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ФИЗМИНУТКА»
- Берем конверт под №2. В нем лежит стихотворение. После прочтения стих-я вам предлагается заполнить самим мнемотаблицу по данному стихотворению и также продемонстрировать возле доски.
Участники выполняют задание, затем выходят к доске.
- В детском саду, т. к. дети еще не умеют читать, мы на протяжение некоторого времени, заучиваем стихотворения с помощью мнемотаблицы.
- В конце месяца проводим литературную викторину по пройденному материалу, где дети объединяются в команды и выполняют задания. Например, командам раздаются разрезные картинки по заученным стихотворениям. По памяти они воспроизводят мнемотаблицу, расставляя картинки в нужной последовательности. Выходят к доске, демонстрируют и рассказывают данное стихотворение. Детям из других команд предлагается проверить правильность выполненного задания.
Задание №2.
«Расскажи стишок».
1. Хозяйка
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)
2. Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
Н. Нищева
3. Алиса в саду
Вот идет Алиса в сад,
Скоро будет листопад.
Слива там и абрикос,
На скамейке — сонный пес.
Там краса и чудеса:
Солнце, киска и роса,
У скамейки стол стоит.
Самовар на нем свистит.
Вот в песочнице песок,
Самосвал там и совок,
Рядом с ними самокат.
Ах, какой прекрасный сад!
Смирнова Л. Н
- На доске представлены мнемотаблицы со сказками. Ваша задача отгадать название сказок.
Участники отгадывают.
- В своей практике, при использовании интерактивной доски детям так же предлагается вставить картинки в нужной последовательности и пересказать сказку.
Задание №3.
«Угадай сказку».
1. Гуси - лебеди.
2. Лягушка – путешественница.
3. Гадкий утенок.
Заключительная часть
Наша практическая часть подошла к концу, мы решили, что, мнемотехника в работе с детьми учит их, самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У них повышается чувства заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуется память, внимание, мышление. Мнемотехнику можно эффективно использовать для формирования речевой и познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Для вас мы подготовили памятки по работе с мнемотехникой.
Всем спасибо за внимание.