Марина Сафронова
Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем современном мире компьютеризация заняла первое место в жизни общества. Молодое поколение родителей предпочитают общение в информационной сети интернет, они стали мало разговаривать со своими детьми. Это привело к проблемам в речевом развитии дошкольников. Во-первых, речь ребят состоит только из простых предложений. Во-вторых, предложения построены грамматически неправильно. В-третьих, у них маленький словарный запас. В-четвёртых, они не умеют вступить в диалог и построить монолог. В-пятых, очень плохая дикция и отсутствие навыков культуры речи. Перед педагогами и родителями развитие речи дошкольниковявляется главной задачей. Очень важно научить их последовательно, связно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о разных событиях из окружающего мира.
Публикация «Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для решения всевозможных задач приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года был утверждён федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С 1 января 2014 года он вступил в силу. В нёмсказано, что речевое развитие ребёнка включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Возникает вопрос: «Как нам, педагогам, облегчить процесс развития речи у подрастающего поколения?». С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин предлагают использовать наглядность. Рассматривание окружающих предметов, художественных картин помогает дошкольникам называть эти предметы, их характерные признаки, действия, производимые с ними. По мнению известного психолога Л. С. Выготского нужно составлятьплан высказывания. Он неоднократно указывал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Т. В. Большева предлагает использовать для развития речи дошкольников мнемотехнику.
Мнемотехника или мнемоника – это система различных приёмов, которая облегчает запоминание, увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация обучения в виде игры. Цель её использования - это развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, которые связаны с полноценным развитием речи ребёнка.
Данная методика мне показалась очень эффективной. Свою работу я построила таким образом. Во второй младшей группе было важно обучить ребят «читать» мнемотаблицы и мнемодорожки, которые состояли из мнемоквадратов со знаками и символами. Когда дети научились понимать «зашифрованные слова» в квадратах, я стала предлагать им мнемодорожки. От мнемодорожек во второй половине учебного года мы перешли на цветные таблицы. Вместе с ребятами я рассматривала мнемотаблицы и разбирала, что на них изображено. Цветные картинки хорошо запоминаются детьми младшей группы. Например, цыплята – жёлтого цвета, лиса – рыжая, мышка – серая, солнышко – жёлтое или красное, ёлка – зелёная и т. д. При этом осуществлялось перекодирование информации: абстрактные символы преобразовывались в образы. После этого осуществлялся пересказ по заданной теме. Лучше всего работать над пересказом русских народных сказок. Опорой в таблице считается изображения главных героев, через которые идёт понимание детьми содержания и понимание самой сказки. Заучивание стихотворений и потешек наизусть проходило очень быстро. В мнемотаблице можно изобразить всё то, что вы посчитаете нужным: героев сказки, явления природы, некоторые действия и т. п. Детский интерес к таблицам возрастал с каждым днём всё больше и больше.
В средней группе размер таблиц увеличился и из цветных в конце года они преобразились в чёрно-белые. Дети уже с небольшими подсказками разбирались с символами и знаками в таблицах, а также я добавила работу с коллажем. На листе бумаги были изображены картинки в хаотичном порядке с разными действиями по одной сказке или потешке. Сначала я предлагала рассмотреть детям коллаж и рассказать, что они видят. Далее, объединяя все картинки, составлялся сюжет рассказа, сказки, стихотворения или потешки. Если в коллаже встречались буквы или цифры, то я объясняла, что они обозначают. Затем ребятам предлагала воспроизвести пересказ по коллажу.
В старшей группе задачи усложнялись. Дети уже самостоятельно разбирали таблицы и рассказывали по ним. В работе с коллажем добавилось следующее. Я предлагала запомнить ребятам порядок расположения картинок в данном коллаже в течении короткого времени. Затем коллаж переворачивала, и они устно воспроизводили по памяти все картинки и обозначали место их расположения.
В подготовительной группе дети хорошо овладели системой мнемотехники, этому способствовала системность и поэтапность работы с детьми. Овладение приемами мнемотехники позволило добиться следующих результатов:
1. У дошкольников наблюдается хорошее развитие внимания, памяти, образного мышления и речи.
2. Сформированы навыки перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.
3. Также наблюдается развитие творческих способностей и фантазии.
4. Совершенствовались лексико-грамматические средства языка, звуковые стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Таким образом, я сделала для себя вывод, что использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность развития речи дошкольников, способствуют повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, которая необходима для адаптации в современном мире.
Литература
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. «Детство-Пресс», 2001
2. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб. «Светлячок», 2000
4. Журнал «Дошкольная педагогика», ООО «Издательство «Детство-Пресс», №7 (92) сентябрь 2013
5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008
6. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, Издательство: Гном и Д, 2001
7. ФГОС от 17 октября 2013г. № 1155