Светлана Казьмина
Использование устного народного творчества на занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование устного народного творчества на занятиях в ДОУ.
Казьмина Светлана Николаевна - воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Умка», г. Тамбов
«Сказка-ложь, да в ней намек, детям в садике урок!»
В настоящее время назрела необходимость приобщения человека к культуре, традиции своего народа с раннего возраста, именно в этом возрасте как отмечает Б. Н. Неменский «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа. Важнейшей задачей развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Произведение устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Историзм и народность – приоритет народного жанра. Ценность народного жанра заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. влияет на всесторонне развитие. Сейчас, когда к нам возвращается национальная память, мы по-новому относимся к народному творчеству, воспринимаем его как культурное достижение, просеянное сквозь сито веков. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Публикация «Использование устного народного творчества на занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Поэтому, я считаю, что произведения русского народного искусства разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете видеть необычное, закладывают основы социально-нравственной культуры, формируют уважение к поколениям.
Занятия с использованием сказочных сюжетов помогают ребятам справиться со многими возрастными проблемами. Не случайно этот жанр фольклора – древнейших метод воспитания. Сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, обогащают словарь понятиями из устного народного творчества, выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов, создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и общение, самостоятельность мысли.
Занятия с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы - сказкотерапия. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-прабабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Сказка – зеркало, отражающая реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, что не бывает в жизни. Добро побеждает зло, всегда счастливый конец! Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все, отзываясь на них душой. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку измениться в желаемом направлении. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты» - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.
Сказка помощник в воспитании и обучении детей, в познании себя, во взаимопонимании с окружающими.
Предложите ребенку, которому не даются решения каких – либо задач, представить, что он принц на белом коне, отыскивающий меч-кладенец или украденную злодеями принцессу в заколдованном замке, и должен выбирать среди множества дверей единственно нужную, а потом еще и еще раз, пока не доберется до заветной цели.
Все, что мы хотим донести до ребенка, лучше делать через придуманную сказку, когда вы рассказывайте сказку, можете быть уверенны, что ребенок Вас слышит.
Я стараюсь прививать ребенку добрые и нужные истины. Наша задача – это рассказать сказку так, чтобы передать состояние смелости и уверенности в себе.
Формы работы со сказкой разнообразны, как и сама жизнь. Все что нас окружает, можно описать языком сказок.
При правильном использование сказкотерапии, мы оказываем своим детям неоценимую помощь.
Ребенок будет знать, то взрослым небезразличны его проблемы.
Он может усвоить такое жизненное правило «нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом».
Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть.
Сказки полезны всем, не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Это не чудодейственное лекарство, помогающая за один прием, а долгая упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Для этого нужно создать специальные условия: ребенок должен четко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.
Сказку нужно читать с удовольствием, в спокойной душевной обстановке тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества.
Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения, но и позволит совершенствовать х внутренний мир, сделать его более духовным.
Список литературы:
1. Большова Т. В. Учимся по сказкам. – СПб., 2001
2. Ершова О. А., Жукова О. С., Новиковская О. А. Игры со сказками. 4-6 лет. – М., 2003
3. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 2002.