юлия запащикова
Использование устного народного творчества в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда было важным направлением работы дошкольных учреждений. Это одно из главных средств всестороннего развития ребёнка-дошкольника, формирование системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
Содержание экологического образования детей дошкольного возраста определяет образовательная область «Познание».
Публикация «Использование устного народного творчества в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Она обеспечивает: формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности, местам обитания человека, животных, растений; формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру, удовлетворение детской любознательности, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, привитие первых навыков активности и самостоятельности мышления.
В соответствии с ФГОС основными моделями образования детей дошкольного возраста становятся : совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная деятельность детей.
Появление ФГОС закономерно – в них отражаются изменения, произошедшие в обществе. Не менее важен и акцент на реализации образовательных задач в разных видах детской деятельности, (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и в ходе режимных моментов», а не только на специальных занятиях. Таким образом, сегодня, как никогда актуальны вопросы, связанные с развитием личности ребенка, его деятельности, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы.
Работа по экологическому воспитанию дошкольников включает в себя :
1. Воспитание у детей интереса и любви к родной природе, способности понимать и чувствовать ее красоту.
2. Сообщение детям элементарных знаний о природе, формирование конкретных представлений о живой природе.
3. Развитие умения общаться с родной природой.
4. Воспитание бережного отношения к родной природе и сохранение ее богатств.
5. Формирование норм правильного поведения в природе.
6. Показать, как человек использует культурную природу.
7. Показать, как человек пользуется дарами дикой природы
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – сформировать первые ориентиры в мире природы: растений и
животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, образования детей дошкольного возраста возрастает интерес к устному народному творчеству, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, миру природы и играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения за предметами живой и неживой природы. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой воспитатель загадывает загадки: прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использует пословицы : береги нос в большой мороз; мороз не велик, да стоять не велит и др.
Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.
Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм – это ключ к познанию окружающей среды. Во время наблюдения (прогулки)можно использовать различные попевки : Андрей-воробей
Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией – тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.
Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям! Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Значение его огромно. Педагог, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, чтобы педагог не только владел устным народным творчеством, но и использовал его в своей практике. Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные загадки, скороговорки, считалки, сказки, пословицы, поговорки.
Несомненно, что на этапе начального обучения преобладающую роль играют задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (приспособленность живых организмов к среде обитания, пищевые, информационные и некоторые другие связи в природе, поскольку они отвечают интересам ребенка. Воспитатель в своей практике использует загадки
- древнейшие жанры фольклора, иносказательно, образно изображающие предметы и явления окружающей действительности. Загадок много. Есть загадки – описание, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер и с давних времен представляют великолепный учебный материал. Имея запас загадок по разным темам, педагог может с их помощью превратить серьезное занятие в увлекательное путешествие, в познание окружающего мира. Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалками принято называть короткие рифмованные стишки, применяемые детьми для определения, ведущего или распределения ролей в игре. Соревнование в рассказывании считалок обучают детскому артистизму, заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память, добиваться права вести пересчет по детским написанным законам. Это право предоставляется не всем, а только тем, в ком уверенны остальные, кто будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков; нарушивший это правило лишается доверия игроков. Считалка, таким образом, способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества. Наконец, само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, танце, работе. Таким образом, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию.
Вывод: Сближение с русской народной культурой необходимо. Дети становятся добрее и внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор и повышается интерес к познанию окружающего мира. Русское народное творчество способствует воспитанию любви к Родине и родной природе. Таким образом, использование малых форм фольклора помогает в воспитании и обучении детей, в усвоении знаний о природе.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Вся работа с детьми строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
И как сказал К. Д. Ушинский: “От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет малыш”.