Удовик Галина
Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
С детьми раннего возраста от 2 до 3 лет работаю на протяжении восьми лет. Каждый год мне приходится сталкиваться с проблемой привыкания малышей к условиям детского сада. Все дети при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, проходят через адаптационный период. Адаптация – это сложный процесс приспособления организма к условиям новой среды, серьезное испытание для здоровья малышей. Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования.
Темочки:
Адаптация в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей, так и воспитателей. Период адаптации для меня, как воспитателя, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. В это время особенно важно заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать атмосферу эмоционального комфорта для каждого ребенка.
Не все дети ведут себя одинаково при поступлении в ДОУ. Одни приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают чем заняться, и начинают играть, ведут себя спокойно. Другие долго присматриваются, наблюдают за происходящим в группе. Третьи проявляют тревогу не идут на контакт, громко плачут.
Для формирования, эмоционально уравновешенного поведения детей и их успешной адаптации важнейшими условиями являются : доброе отношение, расположенность педагогов и помощника воспитателя к ребенку, укрепление физического здоровья, правильная организация детских видов деятельности. Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать такие формы детской деятельности, которые известны и понятны детям, имеющие, терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.
Так как основная часть детей приходит на адаптацию в летний период, то малышам легче адаптироваться, когда они большую часть времени гуляют. Для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ я использую такие педагогические технологии как :
- игры с песком на прогулке, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, помогают ребенку отвлечься. (лепим куличики, строим башни, печем пироги).
- Игровые методы взаимодействия с ребёнком (игры с мячом, совместные игры: «назови какой предмет на ощупь», «кто как кричит», игры с мыльными пузырями т. д) Цель: развивать психические процессы как внимание, память, речь, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
- Подвижные игры-забавы, («беги к тому что назову», «у медведя во бору», «гуси лебеди», «паровозик» и т. д, сюжетно ролевые игры, («больница», «кукольный дом», «дочки матери» и т. д., настольные игры, (пазлы, мозаики, вкладыши, шнуровки и т. д) Основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного время провождения.
- Игры с водой: успокаивают, расслабляют, учат различным тактильным ощущениям, помогают отвлечься от страданий по разлуке с родными.
-Телесная терапия: способствует быстрому снятию заблокированных эмоций (радости, хорошего настроения, удовольствия) .
- Релаксационные игры: цель - снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон.
- Знакомство с произведениями поэзии: пение колыбельных песен, рассказывание потешек, стихотворений, сказок о животных, которые обладают успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
-Музыкотерапия. Цель : привлекать внимание детей и вызывать постоянный интерес к музыке и музыкальным инструментам. Знакомимся с музыкальными инструментами не только в группе, ходим в музыкальный зал на музыкальные занятия. Смена обстановки отвлекает детей.
- Все виды театра – настольный, пальчиковый, кукольный. Встреча с театральными персонажами помогает расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
- Совместная трудовая деятельность, которая проводится для привлечения детей к выполнению совместных поручений, с целью сближения друг с другом. Также это помогает отвлечь малышей от переживаний.
Приучая малышей к условиям ДОУ я постепенно формирую у них культурно – гигиенические навыки. (показываю как правильно умываться, правильно мыть ручки, намыливать и смывать мыло, пользоваться полотенцем, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, говорить спасибо после еды, правильно ставить и переносить свой стульчик.
За время работы в группе раннего возраста накоплен большой опыт организации приема детей в детское учреждение. Вместе со мной, за адаптацией детей наблюдает психолог. По результатам наблюдений мы проводим диагностику, с дальнейшим планированием работы с каждым ребенком. Анализ работы за эти годы показывает, что процесс привыкания детей проходит в основном успешно. Степень адаптации, легкая и средняя, редко тяжелая. Это позволяет судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада. В дальнейшем планирую совершенствовать работу в этом направлении, тем самым, способствуя более быстрому и безболезненному привыканию детей к детскому саду.