Хозяинова Ольга Викторовна
Использование речедвигательных игр и упражнений в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО учитывает индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Задачами ФГОС ДО в работе с детьми с ОВЗ являются :
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка,
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Публикация «Использование речедвигательных игр и упражнений в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
ФГОС ДО подчёркивает важность учёта индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, и создания особых условий для получения им образования. В связи с этим возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО. Исходя из этого особое внимание при организации работы с дошкольниками с ОВЗ должно быть обращено на удовлетворение их специальных образовательных задач.
МБДОУ № 75 является учреждением комбинированного вида, так как имеет группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Образовательная программа ДОУ содержит раздел: «Коррекционная педагогика», задачей которой является успешное преодоление речевого недоразвития.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием логомоторной функции детям с нарушениями речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Оно характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения упражнений Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Обнаруживается замедленность, «застревание на одной позе».
Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры способствуют коррекции этих недостатков в развитии детей, способствуют ускорению развития речи. В работе с детьми группы компенсирующей направленности я использую методическое пособие: «Комплекс игр и упражнений и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР с 3х до 7 лет) Ю. А. Кириллова. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2008.
В ДОУ созданы условия для организации образовательной работы с детьми по физическому развитию с использованием методов, приёмов обеспечивающих обучение и воспитание детей с ОВЗ.
Спортивный зал оснащён необходимым инвентарём, детскими тренажёрами, пособиями.
Подвижные игры с речевым сопровождением провожу по темам в течение всего учебного года. Например, тема: «Посуда» к ней комплекс ОРУ «Обед мы с бабушкой варили», тематическая подвижная игра «Чашки, ложки, самовары» Подвижная игра с речевым сопровождением – «Звонкие ложки». К каждой теме подбираю потешки, стихотворения, загадки. Весь речевой материал используется и в повседневной деятельности детей, в режимных моментах. Особое внимание обращаю на качество выполнения движений, слежу за правильным дыханием, у дошкольников дыхание в покое более поверхностное, поэтому и кислород к тканям и органам поступает в меньших количествах. При систематических физкультурных занятиях, особенно на свежем воздухе вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное ритмическое сочетание углублённого дыхания с движением. В холодный период года больше внимания уделяю носовому дыханию. В тёплое время года дети проговаривают текст игр вместе с педагогом, а в холодное время года текст произносит только педагог с целью исключения у детей переохлаждения верхних дыхательных путей.
Использую разнообразные методы и приё мы: чтение стихов по теме для мобилизации внимания, показ упражнений, игр, словесные инструкции, замечания, уточнения, упражнения по схемам, карточкам, с использованием ИКТ.
Таким образом, использование вышеназванных методов и приёмов способствует решению как образовательных, так и коррекционно-развивающих задач.