Алевтина Афанасьева
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас дошкольники сильно отличаются от их сверстников в советское время. Не случайно так много внимания уделяется сейчас развитию интеллекта у детей. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Информационная среда: телевизор, компьютер… Так же многие родители водят детей на дополнительные курсы. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Врожденный интеллект- это психические процессы внимания, способность к анализу, синтез, мелкая моторика, память. Поэтому полноценное развитие ребенка не возможно без опоры на полноценное восприятие. У детей с ЗПР наблюдаются не достаточные, ограниченные, фрагментарные представления о сенсорных эталонах — системе геометрических форм, шкале величин, цветового спектра, нарушены пространственные и временные ориентировки, наблюдаются нарушения слухового восприятия как не речевых, так и речевых звуков и др. Дети затрудняются в построении целостного образа и выделении фигуры на фоне общего изображения. Наблюдается слабая мотивация к познанию окружающего мира. Для усвоения сенсорных эталонов, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия ребенку с ЗПР требуется гораздо больше повторений. Для этого я использую дидактические игры и упражнения, которые позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Благодаря дидактическим играм развиваются способности, уровень развития которых, несомненно, сказывается в период школьного обучения, а также имеет большое значение для последующего развития личности. Таким образом, особая роль дидактических игр и упражнений в развитии сенсомоторного восприятия у детей с ЗПР должны сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. В своей работе я использую игры и игровые упражнения известного автора В. В. Воскобовича. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными. По – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. А так же повторяют усвоенный материал. Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Технология В. В. Воскобовича заключается в посторенние такой игровой деятельности, в результате которой развиваются все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок добивается, какого - то «предметного» результата. Это не просто игры – это сказки, приключения, забавны. Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника, что и требует сегодня от нас Федеральный государственный образовательный стандарт. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе персонажи, которые побуждают ребенка к мышлению и творчеству. Таким образом, игры В. В. Воскобовича содействуют более успешному развитию сенсомоторного восприятия у детей с ЗПР и органично вплетаются в коррекционно-образовательный процесс. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Используя технологию В. Воскобовича, я поняла важность развивающих игр в работе с детьми и осознала справедливость народной мудрости: «Дайти ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать».
Публикация «Использование развивающих игр В, В, Воскобовича в работе с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
2. Воскобович В. В., Харько Т. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринтры игры». СПб., 2000.
3. Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
4. Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов/Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М. : ТЦ Сфера, 2015.