Лариса Королева
Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация дошкольного образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в том числе. Основным приоритетом деятельности педагога-психолога становится обеспечение формирования психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной общеобразовательной программы детского сада. Цели и задачи поставленные перед педагогом-психологом детского сада реализуются при помощи психолого-педагогических технологий - это последовательность организационных форм работы с воспитателями, родителями и детьми, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса. Таким образом основной целью работы ПМПК в ДОУ является выстраивание правильной траектории психолого – педагогического сопровождения, направленной на развитие дошкольников.
Публикация «Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
• Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности которая представлена на слайде направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. Специфика же работы психолога состоит в том, что он должен не только владеть различными современными технологиями, методами и приемами в коррекционно-развивающей работе, но и уметь их комбинировать и модифицировать, в зависимости от особенной развития детей дошкольного возраста.
Для коррекционно-развивающих занятиях я подбирала такие технологии, которые одновременно обеспечивали бы эмоционально-волевое развитие детей и интеллектуальное. Из опыта работы я определила, что такой наиболее эффективной коррекционной технологией является арт-терапия. Основа коррекционного воздействия арт-терапии - подключение дополнительных анализаторов, построение работы на основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности компенсации ассоциативных связей в головном мозге.
У арт-терапии есть преимущества, которые делают её конкурентоспособной среди остальных коррекционых технологий : это
• арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна;
• продукт творчества человека – это форма объективации состояния человека, что позволяет дать ретроспективную оценку, проследить динамику;
• арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности и ценности других, возможности включения человека в групповую деятельность, открытие коллективного опыта, осознания того, как собственная личность влияет на других;
• арт-терапия является средством невербального общения.
Выбор методов и приемов в арт-терапии я определяю исходя из:
- возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- с учётом их интересов и склонностей;
- особенностей и степенью отклонений в их развитии;
- в соответствии целям и задачами коррекции;
Существуют различные виды и методы арт-терапии, в своей практике я использовала следующие :
изотерапия, песочная терапия; игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия
Музыкотерапия. Использование музыки на занятиях с ребенком в любом виде: прослушивание записи, выполнять движения под музыку, использовать в релаксации, психогимнастики,
Сказкотерапия. В основе ее лежат сказки с различным смыслом. Дети прослушивают и обсуждают, продолжают сказку за психологом, придумывают самостоятельно, обыгрывают сказку. Очень много вариантов работы со сказкой.
Игротерапия - спонтанное самовыражение в игре, позволяет ребёнку освободиться от болезненных внутренних переживаний; способствует включиться волевым механизмом и позитивным изменениям на поведенческом уровне. Для игры предлагаю мягкие игрушки, куклы Бибабо, мелкие игрушки.
Изотерапия один из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности
Проведение изотерапии может, осуществляется посредством разнообразных материалов (краски, карандаши, песок) и форм (на мокром листе, кляксография и т. д)
Песочная терапия. Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Во-первых, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук. Ребёнок учится прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, образного и пространственного мышления, пробуждение творческого потенциала ребёнка, а так же улучшает работу мозга.
Как показывает мой педагогический опыт, использование арт-терапии в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ повышает мотивацию, способна значительно оптимизировать развитие ребёнка. Из наблюдения можно сказать, что совместная деятельность педагога и ребенка, включающая арт-терапевтические технологии, даёт воспитательный, развивающий и обучающий эффект. Арт-терапия помогает устанавливать отношения в детском коллективе. Арт-терапия позволяет ребенку познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве дошкольник воплощает свои эмоции, чувства. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для детей - инвалидов.
Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей плохо говорящих, которым сложно выразить свои мысли в словах.
Результаты использования арт-терапии в коррекционно - развивающей работе с детьми с ЗПР
1. Повышение мотивации, что способно значительно оптимизировать развитие ребёнка.
2. Совместная деятельность педагога и ребенка, включающая арт-терапевтические технологии, даёт воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
3. Арт-терапия помогает устанавливать отношения в детском коллективе, познавать себя и окружающий мир.
4. В художественном творчестве ребенок - дошкольник воплощает свои эмоции и чувства.
5. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации.