Оксана Остапенко
Использование новых технологий в группах младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
Тема моей статьи: из опыта работы: «Использование новых технологий в группах младшего дошкольного возраста».
Эпиграфом к своей статье я взяла слова известного ученого, привыкшего мыслить оригинально и нестандартно – Альберта Эйнштейна: "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно.» Согласитесь, что это так. Ведь куда приятней и интересней заниматься тем, что тебе нравится и осознавать свою значимость.
Публикация «Использование новых технологий в группах младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Начав работу в детском саду я задумалась о том, как, с помощью какого метода систематизировать свою работу с детьми. Ознакомившись с разными материалами, которые нам предлагает ФГОС, я остановила свой выбор на ТРИЗ.
Что же такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Ответ прост – это уникальный инструмент для:
- поиска нетривиальных идей,
- выявления и решения многих творческих проблем,
- развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ – и мгновенно повысится эффективность Вашей работы. Все не так просто. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Довести применение ТРИЗ до автоматизма требует еще больших усилий.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
В итоге, у малышей:
• Формируется своя точка зрения на различные вещи.
• Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.
• Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.
• Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.
• Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.
• Появляется смелость общения.
Я работаю с детьми 3-4 лет. Это время первых открытий и свершений. И очень важно посеять в ребенке уверенность в успехе, подчеркнуть его значимость, развить уверенность в себе. На первых порах я составляла ежедневные планы- конспекты, нарабатывала копилку тризовских игр. Сначала дети отнеслись к этому настороженно, затем им понравилось. В своей работе я применяю следующие методы теории решения изобретательских задач:
1. «Мозговой штурм».
Метод Мозгового Штурма я использую на занятии, для активизации мыслительных операций, развития, ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно сварить кашу а посуды нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
2. «Синтетика» или метод аналогий.
Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
3. «Системный оператор»
Мир системен. Любой предмет или явление можно поделить на подсистемы.
4. «Волшебные кольца Луллия»
Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффекитивным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.
5. МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК.
«А что, если.» — эта фраза очень часто звучит у детей, когда они хотят что-то решить, т. е. идёт перебор вариантов решения – одни варианты более успешные, другие менее. Иногда даже можно решить проблему с их помощью. Это и есть метод проб и ошибок. (МПиО).
На занятиях дети понимают, что высказать можно любые, даже самые невообразимые, предположения. Ребята начинают фантазировать вовсю. При этом довольно часто они в своих предположениях уходят от самой проблемы. Но для малышей это не преграда. Пользуясь МПиО можно выйти на компромиссный вариант решения проблемы.
Практика показала, что методы и приёмы ТРИЗ работают, как минимум, в четырё х направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально- волевая сфера. У детей работа с творческими задачами способствует повышению уровня речевого развития. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У них закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они обладают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний.
Так как я человек творческий, то люблю все новое и интересное. На одном из сайтов я увидела лэпбук и заинтересовалась им. Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Александровна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Вместе с детьми мы изготовили пока лишь только два лэпбука. Им очень нравится эта деятельность и я планирую и дальше использовать это в своей работе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!