Юлия Киракосян
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Консультация с педагогами
Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе
с детьми дошкольного возраста»
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и т. д.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :
- от типа дошкольного учреждения,
- от продолжительности пребывания в нем детей,
- от программы, по которой работают педагоги,
- конкретных условий ДОУ,
- профессиональной компетентности педагога,
- показателей здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Виды здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья – динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, утренняя гимнастика.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни – самомасаж, закаливание.
3. Коррекционные технологии – технология музыкального воздействия, артикуляционная гимнастика.
Здоровый сон – залог хорошего настроения и крепкого здоровья.
Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявление чувств дошкольника самые непосредственные. Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей стрессовых невротических состояний. Возникающий эмоциональный стресс вызывает изменения деятельности физиологических систем, степень выраженности которых зависит не только от условий жизни и воспитания, но и от врождённых особенностей нервной системы. Наиболее подвержены эмоциональным взрывам дети со слабой нервной системой. При правильной организации режима дня у детей повышается устойчивость организма к некоторым заболеваниям, формируется потребность к здоровому образу жизни.
Развивающая среда – фактор влияния на развитие и здоровье детей.
Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства. Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании эмоционального мира ребёнка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надёжный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребёнка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект. Игра – это наилучший регулятор эмоционального поведения ребёнка. В игре обогащается эмоциональный мир ребёнка, исчезают ненужные страхи и тревоги. Все выдающиеся отечественные педагоги очень хорошо понимали роль эмоций в воспитании здорового ребёнка. Отечественный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру – всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые ребёнок видит и слышит со стороны родителей». Самое главное в дошкольном воспитании – это любовь и внимание взрослого к ребёнку, положительный пример взрослых – всё это может сделать оздоровительные мероприятия максимально эффективными.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах.
Больше всего на свете ребёнок хочет двигаться. Для него движение - есть способ познания мира. Возможность выполнять разные упражнения с предметами способствуют формированию двигательных качеств и навыков, вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье. Также укрепляют мышечную систему, развивают фантазию и смекалку. Занимаясь в физкультурном уголке, дети сами дозируют физическую нагрузку, не придерживаясь строго какой-либо специальной спортивной программы.
Интересно организованная прогулка – полезное закаливание природными факторами.
Закаливание - это система мероприятий, направленная на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.
Принципы закаливания: постепенность, систематичность и учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРЗ. В основном это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры.
В нашем учреждении проводятся следующие оздоровительные мероприятия :
Гигиенические и водные процедуры (закаливание водой) :
-умывание:
-мытье рук;
-мытье ног прохладной водой;
-игры с водой;
-обширное умывание.
Закаливание воздухом:
-воздушные ванны;
-световоздушные и солнечные ванны;
-прогулка;
-сон без маек.
Процедурное закаливание:
- босохождение (Дорожка здоровья);
- гимнастика после сна.
С помощью закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к ослабляющим здоровье колебаниям метеорологических и других факторов, путём тренировки механизмов терморегуляции создаются условия для повышения резистентности организма. Поскольку в процессе закаливания средовые факторы оказывают влияние на ряд физиологических систем и на обмен веществ, то закаливание можно определить как формирование комплекса функциональных систем, обеспечивающих действенную адаптацию организма к изменяющимся климато- гелиогеофизическим воздействиям.
Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого и жизнерадостного настроения, формирует принципы и правила здорового образа жизни. Издавна известны как средства закаливания воздушные ванны. При рассеянном солнечном облучении можно принимать воздушные ванны на открытом воздухе. Тело при этом постепенно освобождается от одежды, начиная с рук и ног. Данная закаливающая процедура стимулирует появление положительных эмоциональных ощущений. Обеспечение достаточной двигательной активности во время приёма воздушных ванн является непременным условием их эффективности.
Подвижные и спортивные игры могут использоваться не только для динамических пауз в НОД, но и на прогулке и в самостоятельной деятельности детей. Подвижные и спортивные игры оказывают благотворное влияние на общее состояние здоровья детей, улучшая аппетит, укрепляя нервную систему, повышая сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Наиболее эффективное проведение игр на свежем воздухе, в результате которых усиливается работа сердца и лёгких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Разнообразие игр позволяет подобрать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста и подготовленности детей и в соответствии с поставленными взрослым задачами.
От правильного дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. Для упражнений на развитие дыхания используются как раздаточный материал (игрушки из бумаги, мыльные пузыри, снежинки, бабочки, так и воображаемые предметы (разгоним тучки, подуем на одуванчики) Цель комплексов дыхательной гимнастики заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения НОД, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время выполнения физических упражнений у ребёнка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
Занятия на специальных мячах повышают иммунитет, улучшают осанку и внимание, повышают положительный эмоциональный настрой. Дети становятся ловкими, выносливыми, сильными. Всё это потому, что большие гимнастические мячи дарят радость и здоровье. Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку. Также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.
Утренняя гимнастика и гимнастика после сна. Основная цель - создать положительное настроение и подвысить мышечный тонус детей с помощью физических упражнений. Комплексы гимнастики длятся от 5-7 минут до 15 и состоит из нескольких частей. Гимнастика начинается с разминочных упражнений. Далее дети выполняют комплексы общеразвивающих упражнений с предметами или без. Заканчивается пробежкой по массажным дорожкам, состоящим из разных предметов (коврики с пуговицами, ребристая доска, шнуры разной толщины с узелками). В комплекс занятий включены коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Начиная со среднего возраста в гимнастику после сна включаются упражнения в постели.
Пальчиковая гимнастика - активизирует речь, мышление, творческие способности, повышает работоспособность головного мозга, помогает лучше справляться с повседневными обязанностями (застёгивание пуговиц, складывание одежды) и подготавливает ребёнка к школе (кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что позволяет успешно овладеть навыками письма). Гимнастика состоит как из упражнений с предметами (карандаши, перекладывание мелких предметов и круп по ёмкостям, вкладыши, так и пальчиковых игр в сопровождении весёлых стихотворений и потешек.
Гимнастика для глаз – это предупреждение утомления и укрепление глазных мышц, снятие напряжения и общее оздоровление зрительного аппарата. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Во время проведения гимнастики дети не должны уставать.
Гимнастика бывает:
1. Игровая коррекционная физминутка;
2. С предметами;
3. Комплексы со словесными инструкциями.
Динамические паузы (физкультурные минутки) – это прекрасная возможность для ребёнка сделать переход между разными видами НОД, снять эмоциональное напряжение, повышение работоспособности и снятие нагрузки, связанной с сидением на стуле.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка и мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Самомассаж необходим для повышения сопротивляемости организма и укрепления умственного и физического здоровья.
Основные задачи самомассажа:
1. Создать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении здоровья;
2. Объяснить, что человек в силах уберечь себя от некоторых болезней;
3. Сформировать привычку к здоровому образу жизни;
4. Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
5. Привить навыки элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т. д.
Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы в НОД, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения.
Составитель Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга