Приложение МААМ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Юлия Киракосян
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Консультация с педагогами

Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе

с детьми дошкольного возраста»

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности

- технология исследовательской деятельности

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- технология портфолио дошкольника и воспитателя;

- игровая технология;

- технология «ТРИЗ» и т. д.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит :

- от типа дошкольного учреждения,

- от продолжительности пребывания в нем детей,

- от программы, по которой работают педагоги,

- конкретных условий ДОУ,

- профессиональной компетентности педагога,

- показателей здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Виды здоровьесберегающих технологий :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья – динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, утренняя гимнастика.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни – самомасаж, закаливание.

3. Коррекционные технологии – технология музыкального воздействия, артикуляционная гимнастика.

Здоровый сон – залог хорошего настроения и крепкого здоровья.

Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявление чувств дошкольника самые непосредственные. Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей стрессовых невротических состояний. Возникающий эмоциональный стресс вызывает изменения деятельности физиологических систем, степень выраженности которых зависит не только от условий жизни и воспитания, но и от врождённых особенностей нервной системы. Наиболее подвержены эмоциональным взрывам дети со слабой нервной системой. При правильной организации режима дня у детей повышается устойчивость организма к некоторым заболеваниям, формируется потребность к здоровому образу жизни.

Развивающая среда – фактор влияния на развитие и здоровье детей.

Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства. Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании эмоционального мира ребёнка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надёжный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребёнка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект. Игра – это наилучший регулятор эмоционального поведения ребёнка. В игре обогащается эмоциональный мир ребёнка, исчезают ненужные страхи и тревоги. Все выдающиеся отечественные педагоги очень хорошо понимали роль эмоций в воспитании здорового ребёнка. Отечественный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру – всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые ребёнок видит и слышит со стороны родителей». Самое главное в дошкольном воспитании – это любовь и внимание взрослого к ребёнку, положительный пример взрослых – всё это может сделать оздоровительные мероприятия максимально эффективными.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах.

Больше всего на свете ребёнок хочет двигаться. Для него движение - есть способ познания мира. Возможность выполнять разные упражнения с предметами способствуют формированию двигательных качеств и навыков, вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье. Также укрепляют мышечную систему, развивают фантазию и смекалку. Занимаясь в физкультурном уголке, дети сами дозируют физическую нагрузку, не придерживаясь строго какой-либо специальной спортивной программы.

Интересно организованная прогулка – полезное закаливание природными факторами.

Закаливание - это система мероприятий, направленная на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.

Принципы закаливания: постепенность, систематичность и учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРЗ. В основном это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры.

В нашем учреждении проводятся следующие оздоровительные мероприятия :

Гигиенические и водные процедуры (закаливание водой) :

-умывание:

-мытье рук;

-мытье ног прохладной водой;

-игры с водой;

-обширное умывание.

Закаливание воздухом:

-воздушные ванны;

-световоздушные и солнечные ванны;

-прогулка;

-сон без маек.

Процедурное закаливание:

- босохождение (Дорожка здоровья);

- гимнастика после сна.

С помощью закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к ослабляющим здоровье колебаниям метеорологических и других факторов, путём тренировки механизмов терморегуляции создаются условия для повышения резистентности организма. Поскольку в процессе закаливания средовые факторы оказывают влияние на ряд физиологических систем и на обмен веществ, то закаливание можно определить как формирование комплекса функциональных систем, обеспечивающих действенную адаптацию организма к изменяющимся климато- гелиогеофизическим воздействиям.

Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого и жизнерадостного настроения, формирует принципы и правила здорового образа жизни. Издавна известны как средства закаливания воздушные ванны. При рассеянном солнечном облучении можно принимать воздушные ванны на открытом воздухе. Тело при этом постепенно освобождается от одежды, начиная с рук и ног. Данная закаливающая процедура стимулирует появление положительных эмоциональных ощущений. Обеспечение достаточной двигательной активности во время приёма воздушных ванн является непременным условием их эффективности.

Подвижные и спортивные игры могут использоваться не только для динамических пауз в НОД, но и на прогулке и в самостоятельной деятельности детей. Подвижные и спортивные игры оказывают благотворное влияние на общее состояние здоровья детей, улучшая аппетит, укрепляя нервную систему, повышая сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Наиболее эффективное проведение игр на свежем воздухе, в результате которых усиливается работа сердца и лёгких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Разнообразие игр позволяет подобрать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста и подготовленности детей и в соответствии с поставленными взрослым задачами.

От правильного дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. Для упражнений на развитие дыхания используются как раздаточный материал (игрушки из бумаги, мыльные пузыри, снежинки, бабочки, так и воображаемые предметы (разгоним тучки, подуем на одуванчики) Цель комплексов дыхательной гимнастики заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения НОД, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время выполнения физических упражнений у ребёнка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.

Занятия на специальных мячах повышают иммунитет, улучшают осанку и внимание, повышают положительный эмоциональный настрой. Дети становятся ловкими, выносливыми, сильными. Всё это потому, что большие гимнастические мячи дарят радость и здоровье. Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку. Также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.

Утренняя гимнастика и гимнастика после сна. Основная цель - создать положительное настроение и подвысить мышечный тонус детей с помощью физических упражнений. Комплексы гимнастики длятся от 5-7 минут до 15 и состоит из нескольких частей. Гимнастика начинается с разминочных упражнений. Далее дети выполняют комплексы общеразвивающих упражнений с предметами или без. Заканчивается пробежкой по массажным дорожкам, состоящим из разных предметов (коврики с пуговицами, ребристая доска, шнуры разной толщины с узелками). В комплекс занятий включены коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Начиная со среднего возраста в гимнастику после сна включаются упражнения в постели.

Пальчиковая гимнастика - активизирует речь, мышление, творческие способности, повышает работоспособность головного мозга, помогает лучше справляться с повседневными обязанностями (застёгивание пуговиц, складывание одежды) и подготавливает ребёнка к школе (кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что позволяет успешно овладеть навыками письма). Гимнастика состоит как из упражнений с предметами (карандаши, перекладывание мелких предметов и круп по ёмкостям, вкладыши, так и пальчиковых игр в сопровождении весёлых стихотворений и потешек.

Гимнастика для глаз – это предупреждение утомления и укрепление глазных мышц, снятие напряжения и общее оздоровление зрительного аппарата. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Во время проведения гимнастики дети не должны уставать.

Гимнастика бывает:

1. Игровая коррекционная физминутка;

2. С предметами;

3. Комплексы со словесными инструкциями.

Динамические паузы (физкультурные минутки) – это прекрасная возможность для ребёнка сделать переход между разными видами НОД, снять эмоциональное напряжение, повышение работоспособности и снятие нагрузки, связанной с сидением на стуле.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка и мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Самомассаж необходим для повышения сопротивляемости организма и укрепления умственного и физического здоровья.

Основные задачи самомассажа:

1. Создать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении здоровья;

2. Объяснить, что человек в силах уберечь себя от некоторых болезней;

3. Сформировать привычку к здоровому образу жизни;

4. Снять эмоциональное и мышечное напряжение;

5. Привить навыки элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т. д.

Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы в НОД, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения.

Составитель Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга

Публикации по теме:

«Использование здоровьесберегающих педагогических технологий с детьми среднего дошкольного возраста в режиме дня». В. А. Сухомлинский говорил: "Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста В последнее время ученые отмечают негативную роль загрязнения окружающей среды в увеличении частоты рождаемости детей с различными пороками.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста В современных социально – экономических и экологических условиях приоритетным направлением деятельности детского сада является организация.

Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно — оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Колесникова Г. В. ,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста. Калинина Е. В. Воспитатель МБДОУ "Детский сад №20" г. Арзамаса.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе» Мастер – класс «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе» Цель мастер – класса: Повышение профессиональной.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста на основе метода проекта Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 6 октября 2017 в 12:58
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Киракосян (УИ 628492) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД