Лазаренко Ирина
Использование знаний о родном крае и получение новых через сюжетно-ролевые игры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10»
Методическая разработка
Использование знаний о родном крае и получение новых через сюжетно – ролевые игры у детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила
Лазаренко Ирина Юрьевна,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №10»
города Бийска
г. Бийск
2016 г.
Актуальность.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. По данным психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, на каждом возрастном этапе выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает решающее влияние на формирование личности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте является правильно организованная игра и игровые занятия, которые при комплексной поддержке становятся формой организации духовной жизни ребенка. Тема развития сюжетно-ролевой игры не теряет своей актуальности, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Качественно новой ступенью детской игры, а особенно сюжетно – ролевой, является использование знаний о родном крае. Они способствуют сознанию и актуализации нравственных ценностей общества, значимости труда взрослых, мотивов их деятельности. Все это является основой воспитания чувства уважения к людям различных профессий, результатам их труда, к своей малой родине.
Практическая значимость.
Сюжетно - ролевые игры «Путешествие по городу Бийску», «Путешествие в прошлое Алтая», «Русская изба», «Священный очаг» разработаны и реализованы с детьми подготовительной группы в рамках проекта ДОУ «Наш Алтай». При реализации проекта с использованием регионального компонента, дети получили большое количество знаний из разных областей о родном крае. Игра явилась способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявились особенности мышления и воображения детей, их эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Цель.
Формировать знания о родном крае у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр.
Задачи.
- Расширять знания детей о родном крае (от мамонтов к современному человеку, побуждая творчески использовать их в своих играх;
- Продолжать знакомить детей с культурой, традициями и обычаями народа при выполнении игровых действий;
- Развивать самостоятельность и инициативу детей в создании игровой среды посредством использования регионального компонента;
- Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего региона через организацию сюжетно – ролевой игры;
- Воспитывать толерантную личность, любовь и уважение к людям другой национальности, к их культурным ценностям, доброжелательные отношения между детьми;
- Продолжать работу по обогащению словарного запаса детей на материале регионального компонента посредством сюжетно – ролевой игры.
Условия.
Создана предметно - игровая среда:
- тематические игровые уголки;
- в игровом уголке расположен разнообразный игровой материал (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами);
- наличие костюмов и их элементов для игр в игровом уголке;
- использование проектора с экраном, телевизора, компьютера, фонограмм.
Помощь воспитателя:
- планирование хода игры, последовательность действий;
- распределение ролей, согласование замысла;
- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;
- наблюдение за игрой детей;
- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);
- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности);
- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).
Руководство сюжетно – ролевыми играми.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми я ставлю перед собой задачи:
- развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
- использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта, поэтому я направляю игру, не нарушая ее, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
При организации сюжетно – ролевой игры использую следующие приёмы :
- Косвенные – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
- Прямые – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) Оказываю влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогаю детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Следующий педагогический подход, который я использую, представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Комплексный метод включает в себя следующие компоненты:
- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
- своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
Мне пришлось работать только с детьми старшего дошкольного возраста (старшая, подготовительная группы).
При организации с детьми старшего возраста сюжетно – ролевой игры пользуюсь приё мами прямого руководства: включаюсь в игру, принимаю на себя роли (главной или второстепенной, не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).
Также использую приемы косвенного руководства: обогащаю социальный опыт детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы, привлекаю детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Результативность.
- У детей расширились знания о родном крае (от мамонтов к современному человеку, они творчески используют их в своих играх;
- При выполнении игровых действий дети познакомились с культурой, традициями и обычаями народа ;
- У детей развивается самостоятельность и инициатива в создании игровой среды посредством использования регионального компонента;
- У детей воспитывается бережное отношение к историческому и культурному наследию своего региона через организацию сюжетно – ролевой игры;
- У детей воспитываются толерантность: любовь и уважение к людям другой национальности, к их культурным ценностям, доброжелательные отношения между детьми.
В результате наблюдения и беседы выявлено, что 96 % детей получили устойчивые знания о родном крае, о народах, населяющих его.
Вывод.
Использование регионального компонента в сюжетно – ролевых играх способствует формированию у дошкольников духовно - нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.