Инна Свинцова
Доклад «Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста с аутоподобным поведением»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
Причины аутоподобного поведения
Симптомы аутоподобного поведения
Игра как метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного
возраста с аутоподобным поведением
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы
Публикация «Доклад „Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста с аутоподобным поведением“» размещена в разделах
Введение
Термин «аутоподобное поведение», означает, что ребенок, возможно, находится в пограничном состоянии, и его поведение может быть следствием как аутизма, так и задержки психоречевого развития. Дело в том, что в возрасте от 2 до 4 лет аутизм у детей, симптомы которого схожи с другими нарушениями в развитии, как психиатрический диагноз выставляется очень редко, дабы не травмировать родителей. К тому же существует риск ошибки, поскольку явное течение заболевания прослеживается в малом количестве случаев.
И в наше время количество детей со сложным адаптивным механизмом и со своеобразием психоэмоционального развития с каждым годом неумолимо растет. Без специальной помощи таким детям крайне сложно адаптироваться среди окружающих их детей и взрослых и полноценно и качественно проживать в социуме, особенно в мегаполисе.
Причины аутоподобного поведения
Аутоподобное поведение – распространенное явление, которое нередко путают с аутизмом. Такой тип поведения может быть причиной серьезных патологических процессов в головном мозге ребенка. Если ребенок перенес детский аутизм или аутистическую психопатию, такое поведение станет логическим следствием этих недугов. Болезни неврологической патологии, психологические расстройства и генетические патологии также повлекут за собой данный тип поведения.
Что именно вызывает такой тип поведения наука может только предположить. Исследования пришли к выводу, что возможные патологии, как правило, появляются в раннем периоде развития мозга.
Симптомы аутоподобного поведения
Возраст, в котором нарушение поведения ребенка становится заметным составляет около 2 лет. Ранее достаточно сложно что-либо диагностировать, так как малыш слишком мал и не может описывать свое состояние. При малейших изменениях поведения ребенка его следует показать специалистам. Однако такое явление не так легко и распознать, ведь его часто путают с нарушением слуха или медленным развитием речи.
Ребенок с аутоподобным поведением не соответствовать аутизму каннеровского типа*: он может быть достаточно многоречив (хотя и со слабой коммуникацией, у него может быть интерес к другим людям (хотя взаимодействие носит странный характер).
В развитии эмоциональной сферы детей с аутоподобным поведением наблюдаются следующие особенности:
1. нет точной эмоциональной дифференциации. Дети с аутоподобным поведением склонны к полярным, недостаточно дифференцированным, лишенным тонких оттенков эмоциям;
* Этот подвид детского аутизма является его ядерной формой, то есть тяжелым проявлением всех симптомов. Особо остро дети ощущают возникновение дискомфорта при общении с другими, вплоть до болевой гиперестезии на тактильные раздражители. Характерной чертой каннеровского расстройства является дисгармоничность развития разных сфер психической деятельности ребенка. Очень медленно развивается речевой аппарат. Такие малыши редко говорят так, как их сверстники. Для них очень сложным считается разделение окружающего на живое и неживое. Дети с такой формой аутизма относятся практически одинаково как к одному, так и к другому.
2. неустойчивость эмоциональных реакций. Эмоции детей с аутоподобным поведением поверхностны, подвержены быстрым, нередко резким изменениям;
3. инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер;
4. эмоции бесконтрольны. Такие дети весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать. Многим свойственна эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, крайне реактивный характер проявления радости, огорчения, веселья.
Эти особенности эмоциональной сферы таких детей отрицательно сказываются на вхождении ребенка в социальные группы и на их взаимодействие с взрослыми и со сверстниками.
Очень важно помнить, что развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии в большой мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются правильная организация всей жизни детей и специальная психокоррекционная работа. Свойственные таким детям импульсивные проявления обиды, злости, радости и т. п. постепенно сглаживаются под воздействием психокоррекции.
У детей появляются осмысливание своих действий и поступков, формируются положительные привычки и правильное бытовое поведение, необходимое для их успешной социальной адаптации.
Игра как метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с аутоподобным поведением
Одним из коррекционных методов в работе с детьми с аутоподобным поведением является игра. В условиях игровой ситуации, созданной специалистом, такие дети смогут приобрести социальные и коммуникативные навыки, а также социально желаемые модели поведения в социуме. Правильно разработанная психокоррекционная игровая программа решает данную проблему и обеспечивает подготовку детей к успешной социальной адаптации в обществе, активизирует их скрытые возможности.
Целью такой работы должна являться коррекция искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «я».
Задачи, которые реализуются в процессе игровой коррекции следующие:
a) развитие социальной активности детей;
b) развитие коммуникативных навыков;
c) изменение негативного отношения к себе и сверстникам;
d) повышение уверенности и снятие тревожности.
Основные техники такой программы, которые предполагается использовать в психокоррекционной работе, это игровые методы и упражнения, подвижные игры, игры с правилами, ролевые игры, методы саморегуляции и релаксации.
Занятия следует проводит 1 раз в неделю во второй половине дня.
Количество детей в группе не должно превышать 4-5 человек. На занятии дети должны находиться с родителями или взрослыми их замещающими. Родители или взрослые, их замещающие должны активно участвовать в работе группы.
Предварительно дети должны пройти курс индивидуальной психокоррекционной работы с психологом для установления контакта и доверительных отношений, принятия игровых правил, формирования адаптивных социально желаемых форм поведения. Групповая работа является как закрепление уже сформированных навыков и переноса их в контакты с другими детьми и взрослыми. Присутствие детей с агрессивным и ассоциальным поведением на занятиях в группе исключено. Оптимальная продолжительность таких занятий по времени не более одного часа.
Вся работа выстраивается в несколько этапов:
1 этап: Вводный (знакомство, установление контакта и доверительного отношения между участниками, всего 4 занятия);
2 этап: Основной (коррекционный: обучение социальным и коммуникативным навыкам, гармонизация образа «я», от 5 занятий и более);
3 этап: Завершающий (итоговый: закрепление приобретенных социальных навыков и новых форм поведения - 4 занятия). Все занятия имеют определенную структуру: Приветствие, Разогрев, Основная часть, Завершение, Прощание.
Каждое занятие начинается с приветствия друг друга. На первом занятии определяется ритуал приветствия, который впоследствии будет неизменным на протяжении всего цикла. Его предлагают сами участники или ведущий, (рукопожатием, приятными словами, взглядом, жестом, мимикой, какими-то движениями и т. д.). Это располагает к общению, снимает напряжение, устанавливает доверительные отношения.
Разогрев необходим для того чтобы настроиться на взаимодействие друг с другом, снять оставшееся напряжение и недоверие, полностью включиться в процесс занятия. Для этого используются игры и игровые упражнения, которые предполагают контакт, взаимодействие, положительные эмоции, развлекательный элемент.
В основной части занятия предусматриваются игры и игровые упражнения, которые и призваны решать коррекционные задачи программы.
В завершающей части занятия необходимо использовать спокойные игры с элементами релаксации, а также обсуждение того, что происходило. Окончанием занятия должен быть ритуал прощания, который придумывают сами участники или ведущий на первом занятии. Как и приветствие, он должен быть неизменным на протяжении всего цикла, так как это служит объединяющим фактором для всех занятий, что создает эмоционально благоприятный фон.
Основной принцип такой последовательности – это «повторение с наложением». Новый игровой материал накладывается на знакомый. То есть, знакомые изученные игры не просто повторяются на последующих занятиях, а каждое последующее занятие строится на материале предыдущего и добавляется новый игровой элемент. Таким образом, дети с аутоподобным поведением получают возможность каждый раз начинать занятие на привычном знакомом материале, что, безусловно, снимает некоторые барьеры контакта, взаимодействия с такими детьми, у них повышается доверие к ведущему, к участникам, к месту пребывания, что повышает эффективность каждого занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Примерный вариант занятия (1-е):
Задачи:
1. Знакомство участников.
2. Объединение участников, создание доброй, безопасной психологической ситуации.
3. Определение ритуала приветствия и прощания.
Оборудование:
1. Мяч среднего размера;
2. Колокольчик;
3. Набор «Собери картинку» на каждого участника;
4. Игрушки для свободной игры.
5. Мягкие модули.
Ход занятия:
I часть: 1. Приветствие («Колокольчик звонит. Всем здравствуй говорит»); 2. Игра- знакомство: «Передай мяч и назови свое имя» 3. Игра: «Запомни меня» («У меня в руках колокольчик, дам его я (называется имя любого участника, далее по кругу»); 4. Игра: «Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай»; 5. Игра: «Идет коза по лесу, по лесу…»; 6. Игра: «Паровозик» («Мы едем, едем, едем в далекие края, веселые соседи, хорошие друзья. Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку- забияку, обезьяну, попугая. Вот компания какая»); 7. Игра: «Собери картинку» (работа в парах родитель-ребенок, по завершению смотрим что у кого получилось, делимся впечатлениями).
II часть: 1. Свободные игры по выбору детей с родителями; 2. Обмен впечатлениями по занятию; 3. Прощание («Колокольчик звонит, до свидания говорит»).
В процессе работы после каждого занятия целесообразно делать некоторые записи, отражающие динамику изменения поведения детей на занятиях, так называемые заметки психолога.
Приложение 2
Заметки психолога:
3.02. Занятие № 1 (Вводное. Знакомство.) Знакомство состоялось. В поведении Юли доминировал протест. Это выражалось в виде крика и плача, отказа от общих игр. Саша принял групповые правила, хотя с трудом, принимал участие во всех играх. В свободной игре к Грише и Юле не присоединился, играл с папой. Гриша все-время хотел убежать к игрушкам, но смогли удержать, выдержал без крика все занятие. В конце пришлось дать возможность свободной игры всем детям с родителями. Юля получила от этой части занятия положительные эмоции.
10.02. Занятие № 2 (вводное). Юля опять сидела на диване. От приветствия и игр отказалась. Плакала не так уже сильно. Включилась в процесс занятия с игры «У медведя во бору» и дальше до конца занятия принимала участие во всех играх. И Гриша и Саша негативно отнеслись к приветствию с помощью колокольчика. Закрывали уши. Не хотели говорить слова? С большим удовольствием играли в «Каравай». Саша вставал в центр круга уже по своей инициативе. Игру «У медведя во бору» приняли все и сразу.
17.02. Занятие № 3 (вводное) Юля включилась сразу в процесс занятия и участвовала во всех играх. Саша также был включен в игры. Стоял в круге. Выходил на роль медведя, но ни за кем не бегал и не догонял. Юля и Гриша берут на себя роли свободно. Саша отказывается от колокольчика. Юля и Гриша приветствуют с колокольчиком. Негатива и протеста у Юли и Гриши меньше. У Саши по прежнему много.
7.04. Занятие № 10 (итоговая часть) Дети стали более свободно общаться. Протеста меньше. Истеричное поведение не демонстрируют. Саша стал говорить на занятиях громко, участвует во всех играх. Гриша стал спокойнее.
14.04. Занятие № 11 (итоговая часть) Дети сами напоминают о приветствии и прощании, участвуют во всех играх. Просят поиграть в знакомые игры. В процессе реализации данной программы ожидается, что дети со сложным адаптивным механизмом и аутоподобным поведением в процессе совместной игровой деятельности приобретают социальный и коммуникативный опыт по взаимодействию с другими детьми, что является важным компонентом по успешной интеграции таких детей в социум.