Евгения Ушакова
Использование инновационных технологий и профилактика зрительных расстройств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Проблематика нарушения зрения у детей дошкольного возраста. Влияние технологических процессов на зрение
1. Зрение – один из важнейших органов для развития ребенка. Это ценнейшая, но в то же время весьма хрупкая система человеческого организма. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заботиться об этом органе. Именно зрение позволяет ребенку видеть, писать, читать, рисовать, а также заниматься различными видами деятельности.
Публикация «Использование инновационных технологий и профилактика зрительных расстройств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимания, то могут развиться различные отклонения от нормального зрения.
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.
В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.
Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимания, то могут развиться различные отклонения от нормального зрения.
Самыми распространё нными заболеваниями глаз являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
2. Основными причинами этих заболеваний являются не только неточная фокусировка на сетчатке глаза, зависящая от состояния хрусталика, но и мышечные усилия, которые прилагаются при разглядывании близких или удаленных предметов.
Причиной нарушения зрения может быть:
• плохое питание. Пища должна быть богата витаминами «А» и «Д», влияющими на зрение;
• недостаток ультрафиолетовых лучей сказывается на зоркости детей;
• простудные заболевания;
• понижение или повышение температуры воздуха;
• раздражение, волнение, снижение иммунитета;
• стрессовые ситуации – всё эти факторы, сказываются на состоянии глаз и увеличивают возможность их заболеваний.
• другие причины
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми имеющими нарушения зрения, являются зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течении дня по 3-5 минут. Обязательно следует предусмотреть физкультпаузу со зрительной и пальчиковой гимнастикой.
При использовании разных видов гимнастики: зрительной, пальчиковой, двигательной – организм включает в работу дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости и переутомления. Упражнения данных видов гимнастики стимулируют способность к восприятию и переработке информации, улучшают функциональное состояние организма, повышают работоспособность.
Примерный комплекс упражнений для глаз может быть выполнен целиком, а так же может служить основой для выбора упражнений, соответствующих текущему состоянию зрительной функции. Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям воспитателя, с использованием стихов и потешек. Педагогам и родителям необходимо отмечать старание, желание и результаты работы детей.
2. Профилактика зрения детей дошкольного возраста
Так как в детском саду в процессе воспитания и обучения значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребёнка, задача детского педагога построить так свою работу, чтобы зрение детей не только не ухудшилось, а по возможности и восстановилось. Для этого в процессе своей работы воспитатель может творчески внедрять принципы здоровье развивающего обучения.
Выбранная методика позволяет успешно решать следующие задачи:
1. Содействовать нормальному и естественному функционированию глаз путём снятия психических и физических напряжений;
2. Тренировать глаза с помощью упражнений;
3. Развивать остроту зрения, а также зрительную память, быстроту реакции;
4. Сохранять зрение детей.
Зрительные нагрузки при подготовке к занятиям подбираются так, что они соответствовали не только лечебно – офтальмологическим требованиям, но и педагогическим. Содержание занятий должно быть составлено так, что бы не только вызывало у детей желание участвовать в процессе, но и способствовало решению конкретных лечебных задач.
Например, для лучшего восприятия предметных и сюжетных картинок детьми с низкой остротой зрения специально подбираются оптимальные хроматические и ахроматические соотношения изображенных предметов и их частей.
3. Виды зрительной гимнастики :
1. «Темное расслабление».
Детям закрыть глаза ладонями, добиваясь идеального черного цвета в глазах (очки снять).
2. «Диагонали»
Направить взор в левый нижний угол, затем моргнуть 3 раза, то же самое повторить, направляя взор в правый нижний угол. Затем перевести взор в верхний левый угол, поморгать 3 раза, то же самое повторить с переводом взора в правый верхний угол.
3. «Удивление»
Сильно зажмурить глаза, посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, сделать удивление.
4. «Расслабление»
Сильно зажмурить глаза, затем расслабить лоб и веки.
5. «Моргание»
Быстро закрыть и открыть глаза.
6. «Вертикали»
Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).
7. «Горизонтали».
Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая головы).
8. «Вращение»
Вращать глазами по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Закрыть глаза и отдохнуть.
9. «Косые глаза»
Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе (30-40 с).
10. «Метка на стекле»
Смотреть то на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет 3мин., 5 мин., 7 мин.
11. «Круговое движение головы»
Очень медленно производить круговые движения головой в одну сторону, затем в другую. Взглядом охватить как можно больше пространство.
12. «Двоение в глазах»
Смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки. По средней линии лица приближать палец, не сводя с него глаз, пока палец не начнет двоиться.
3. Рекомендации офтальмологов для профилактики зрительных расстройств детей дошкольного возраста
Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень важен. Тем более, что установленная длительность занятий — 25 минут для старшей группы и 30 минут для подготовительной к школе группы не соответствует функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у детей наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы) наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей продолжается даже после 10-минутного перерыва. Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций под влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. И, прежде всего, это относится к письму, счету, чтению, требующим большого напряжения зрения. В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.
Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут и младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему-либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2-3-минутную физкультурную паузу.
Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним — однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой.
Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль. Целесообразно то же самое повторить после окончания второго занятия. Опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно, помогает восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно. Большое значение также играют физкультурные упражнения.
Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.
Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности.
Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными.
Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10-15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.
4. Рекомендации
В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор, травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.
Как можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?
• Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Организуйте детей больше двигаться, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут им на пользу.
• Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь, если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
• Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел за столом с конструктором или кубиками.
• И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.
Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру