Ирина Чернышева
Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми разновозрастной компенсационной группы
▼ Скачать +Заказ
Вид проекта: длительный, познавательно-исследовательский, групповой.
Участники: воспитатели группы, дети, родители.
Тип проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: сентябрь 2023 - май 2024 г.
Цель: изучение возможностей использования мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми с ОВЗ.
Задачи:
Публикация «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми разновозрастной компенсационной группы» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для познавательно-речевого развития дошкольников.
2. Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при заучивании стихотворений;
3. Дать информацию родителям о важности выразительного заучивания стихов, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенка, всестороннего развития ребенка.
4. Формировать навыки культурного речевого общения;
5. Развивать связную и диалогическую речь посредством мнемотехники, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Актуальность
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время для обучения. Этот метод эффективен при работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками с ЗПР, т. к. наличие зрительного плана-схемы облегчает овладение связной речью. Мнемотаблицы и схемы-модели способствуют лучшему запоминанию материала. Эта система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире. Развивает связную и диалогическую речь.
В дошкольный период происходит становление речи и её формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.
Мнемотаблицы очень эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для запоминания стихотворения можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в запоминании.
Основной «секрет» мнемотехники несложен и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Работа на занятиях по мнемотаблицам будет состоять из трех этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется разучивание стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, символ); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
5) При использовании мнемотаблиц в ходе работы по заучиванию стихотворений, необходимо соблюдать следующую последовательность:
Взрослый выразительно читает стихотворение.
- Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотехники в последнее время становиться достаточно актуальным. Методика обучения дошкольников заучиванию стихотворений на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.
Ожидаемый результат: дети проявят инициативу к заучиванию стихотворений; эффективность формирования связной и диалогической речи у старших дошкольников будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.
Итоговое мероприятие: «Литературный вечер поэзии»
Этапы реализации проекта:
• I Организационно-подготовительный этап (август)
• II Основной этап (сентябрь-май)
• III Заключительный (май)
1. Организационно-подготовительный этап
• Накопление информации. Мониторинг речевого развития старших дошкольников.
2. Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей». Учебно – методическое пособие Т. Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
3. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
• Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.
4. Разработка ежемесячного плана по теме.
2. Основной этап
Решение поставленных задач с родителями:
-Организована картотека для родителей «Стихи для заучивания и чтения».
-Наглядная информация по теме «Заучивание стихов с использованием приемов мнемотехники».
-Индивидуальные консультации по интересующим вопросам.
-Организация выставки рисунков, выполненных совместно родителями и детьми по стихам «Осень», «Весёлый снеговик», «Космос».
-Консультация-практикум «Способы заучивания стихов».
Решение поставленных задач с детьми :
- Индивидуальная работа с детьми по заучиванию стихов и выразительному чтению стихов.
- Использование мнемотаблиц для заучивания стихов и потешек.
- Образовательная ситуация - рисуем стихотворение (четверостишье).
- Использование воспитателем стихов на прогулке.
- План на учебный год:
1) Сентябрь – «Осень»
2) Октябрь – «Грибы»
3) Ноябрь – «Подарок маме»
4) Декабрь – «Весёлый снеговик»
5) Январь – «Белый мишка»
6) Февраль – «Мой мишка»
7) Март – «Смотрит солнышко в окошко»
8) Апрель – «Космос»
9) Май – «Шмель»
3. Заключительный этап. Предполагаемые результаты.
Все родители отмечают новую интересную информацию «Заучивание стихов с использованием приемов мнемотехники», пользу проведенной консультации-практикума «Способы заучивания стихов».
Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.
Дети в конце проекта проявили инициативу в чтении стихов наизусть на разные темы. Большинство детей стали выразительно читать стихи наизусть, понимать смысл стихов. Ребенок называет свои любимые стихи и объясняет, чем ему нравится это стихотворение.
Таким образом, я считаю, что для того, чтобы работа по заучиванию стихотворений детьми была интересной, насыщенной, результативной и способствовала решению речевых задач, возможно использование такого приема работы, как мнемотехника при заучивании стихотворений, который обеспечивает эффективное запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Литература:
1) Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб, 2009.
2) Гербова В. В «Развитие речи в детском саду: Старшая группа» - М. : Мозайка — Синтез, 2016 — 144 с.
3)Рябова Д. Н., Левшина Н. И. ТЕХНОЛОГИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 424-425;
4)Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 2001. – 480 с.