Марина Коневская
Консультация «Использование логопедических упражнений и игр при дифференциации звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый учитель – логопед начинает свою работу с логопедического обследования ребёнка. Затем на основе этого обследования строит свою работу по коррекции речи. Коррекционная логопедическая работа состоит из нескольких этапов, дифференциация звуков это один из этапов логопедической работы над звуком. Часто мы слышим у детей дошкольного возраста замены звуков. Например «ш на с, ж на з, р на л». И, как в рассказе… получается «сыска, а не шишка», «лак, а не рак» и так далее. Дифференцируя звуки, мы учим ребёнка различению (смешиваемых) звуков, учим правильному употреблению их в речи. Этот этап – этап дифференциации звуков длится меньше, чем этапы постановки и автоматизации, но он очень значим. Звук поставлен, автоматизирован, можно радоваться, но появляется новая проблема, ребёнок начинает вставлять этот звук везде, где этот звук нужен и где не нужен (не сам, а шам; не лама, а рама).
Публикация «Консультация „Использование логопедических упражнений и игр при дифференциации звуков“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определённая педагогическая задача.
В литературе единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при коррекции звукопроизношения : например, в работах Ф. Ф. Рау выделяется два, в работах О. В. Правдиной и О. А. Токаревой - три, в работах М. Е. Хватцева - четыре.
Логопедическое воздействие делю на несколько этапов:
1. подготовительный этап;
2. этап формирования первичных произносительных умений и навыков;
3. этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Каким образом организуется работа по дифференциации фонем в ходе каждого этапа?
1. Подготовительный этап
Основная цель его - включить ребёнка в логопедический процесс. К специальным логопедическим задачам относятся : умение узнавать и различать фонемы и формировать артикуляторные (речедвигательные) умения и навыки. Эти задачи решаются параллельно. Важно научить ребёнка различать и узнавать фонемы. Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного звукопроизношения. Чтобы работа над правильным произношением звука принесла успех, ребёнок должен его слышать. Это требует от ребёнка перестройки отношения к собственной речи, направления его внимания на звуки речи. Ребёнка нужно специально обучать осознанного звукового анализа. Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки дифференциации фонем, проводят в начале работы на материале с правильно произносимыми ребёнком звуками. Нужно научить ребёнка узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого.
Работу по восприятию и дифференциации неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Параллельно идёт работа по формированию недостающих движений органов артикуляции и вносится коррекция в неправильно сформировавшиеся движения, то есть, идёт работа по формированию артикуляторной базы звуков.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка первоначальные умения правильного произношения звука на подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков их использования в речи (автоматизация умений, а также умений выбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).
В ряде исследований показано, что от момента появления того или другого звука у ребёнка, то есть его первого правильного произнесения, до включения в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Сначала новый звук употребляется параллельно (с имеющимся). Далее, новый звук начинает употребляться чаще, вытесняя полностью нарушенный звук из речи. Только после этого начинается процесс дифференциации нового звука. По мере того, как звук оказывается поставленным в слогах, ведётся работа по его включению в речь, или автоматизации.
Иногда оказывается, что уже в процессе автоматизации ребёнок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то необходимость в последующей работе над ним отпадает. В логопедической практике не раз требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его различению, то есть дифференциации.
Ребёнку предъявляю на слух попарно слова, содержащие новый звук, а так же звук, который ранее был его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребёнок смешивает в произношении. Ребёнок дифференцирует звуки и воспроизводит слова. Полезны тренировки в произношении слов-паронимов, при этом важно включить каждое слова в минимальный контекст. Проводиться работа по классификации слов с картинками. Если ребёнок умеет читать, можно провести работу по дифференциации звуков при чтении.
Работа над дифференциацией звуков способствует успешному включению в речь исправленной фонемы. Например, Л. С. Волкова рекомендует включать при работе над дифференциацией звуков одновременно не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их всё равно объединяют попарно. Например, при смешениях [ц], [ч], [щ] звуки объединяют в пары : [ц]-[ч], [ч]-[щ], [ц|-[щ]. Это объясняется тем, что процесс дифференциации строится на операциях сравнения.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков:
Цель его - сформировать у ребёнка умения и навыки без ошибок употреблять звуков во всех ситуациях общения. На данном этапе широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный нужными звуками. На этом этапе так же проводится работа по дифференциации звуков в речи (если необходимо).
Таким образом, на каждом этапе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения параллельно проводится работа по дифференциации звуков. Именно работа по дифференциации звуков речи способствует формированию у ребёнка умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения.
Этап дифференциации смешиваемых звуков :
Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или близкими по артикуляции звуками. Это достигается путем специальных упражнений.
Работу по различению ребенком смешиваемых звуков ведём уже в подготовительный период и в период постановки звука. На подготовительном этапе учим дифференцировать заменяемые в речи звуки (с помощью слуха, а на этапе постановки звука внимание ребенка привлекаем к положению губ и языка, к струе выдыхаемого воздуха (при проговаривании смешиваемых им звуков). Например, «с» и «ш», «з» и «ж».
Дифференциацию звуков начинаем только тогда, когда смешиваемые звуки правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы.
Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Дифференцируем звуки последовательно :
• дифференциация в разных типах слогов («са-ша», «ас-аш», «сто-што»);
• дифференциация в словах типа : «санки – шапка», «собака – кошка», «миска – мишка», «сутки – шутки», «сайка – шайка»;
• дифференциация в предложениях типа «Шла Саша по шоссе»;
• дифференциация в связных текстах, включающих оба смешиваемых звука;
• дифференциация в обычной разговорной речи; этот вид дифференциации сложен потому, что в обычной речи присутствуют не только два дифференцируемых и специально подобранных звука, но и все остальные свистящие и шипящие звуки, с которыми данный звук тоже не должен смешиваться.
Роль родителей в работе по дифференциации звуков велика. Родители помогают специалисту, выполняя задания, контролируя речь ребёнка дома.
Мне кажется, что последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения важна и необходима. Нарушение сказывается на общем результате и затягивает сроки коррекционной работы.
Литература:
1. Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения звуков» ООО «ТЦ Сфера», 2012
2. О. В. Бачина, Л. Н. Самородова «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи» М., 2010
3. О. С. Рудик «С детьми играем - речь развиваем» Ч. 1,2. М. 2012