Инесса Рыжкова
Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[Б’]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: * Дифференциация звуков Б-БЬ;
* Упражнение в выделении первого звука в слове;
* Закрепление умения выделять последний слог в слове и составление с ним чистоговорок;
* Упражнять в чтении слогов со звуком «Б» и подборе слов на эти слоги;
* Формирование воздушной струи.
Оборудование: картинки и предметы со звуками «Б» - «БЬ», воздушные фломастеры, картинки с изображением белки и барсука.
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[Б’]» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Оргмомент. Логопед приглашает детей пройти в кабине и сесть за столы:
Проходите, посидите, Вы с дороги отдохните, Расскажу я вам сейчас Удивительный рассказ. Шла сегодня через двор, Слышу шум какой-то, спор. Громко спорили там звуки Б и БЬ – кто-же важней - А потом они решили Подыскать себе друзей. От обиды звук наш «Б» Заявил сурово: «Что отныне не в одно он не станет слово!» Как без звуков нам прожить? С ними надо всем дружить! Пришло нам приглашение Но без звуков, вот беда, Эту самую записку не прочесть нам НИКОГДА! Звуки все всегда нужны Звуки разные важны! - А, давайте, в шестером (количество детей) Звуки мы назад вернём! Но сначала, дети, им характеристику дадим…
(дети дают характеристику звуку «Б» - согласный, твердый, зонкий, губной; «Б’» - согласный, мягкий, звонкий, губной).
2. Упражнение «добавь звук» .
Задание: назовите полностью слова, которые я буду произносить, начиная со второго звука. _ОЧКА _АНКА _УЛАВКА _УХАНКА _АЛКОН _АРАН _АРСУК _УЛКА _УБЕН _УКВА _ИЛЕТ _ИНТ _ИТОН _ИНОКЛЬ _ИТА _ЕРЕТ
Какой звук вы услышали в начале слов (бочка, банка, баран) (Твердый звук - Б). Какой звук вы услышали в начале слов (бинт, бинокль, бита) (мягкий звук Бь).
3. Упражнение : «замени первый звук в слове» Задание: замени первый звук в слове на звук «Б» ПАС – БАС РЫК – БЫК СОК – БОК МОЙ – БОЙ МЫЛ – БЫЛ РАК – БАК КОРТ – БОРТ ДУДКА – БУДКА ВАЗА – БАЗА ВАЛ – БАЛ МРАК – БРАК РАНКА – БАНКА ТАРАН – БАРАН ФАНТ – БАНТ ТАНЯ – БАНЯ ПЛЕСК – БЛЕСК КЛИН – БЛИН СОТЫ - БОТЫ
Звуки мы в слова вернули, посидели, отдохнули. Теперь же я без затруднения Вам прочитаю приглашение. (Логопед читает приглашение)
Логопед предлагает детям подумать, какой подарок можно подарить белке и бобру? (ответы детей) «Давайте подарим им картину!»
Но картину не простую, А картину вот какую, В той картине «Б» наш звук Чтоб не стоял без толку Ко всем предметам на листе придумаем чистоговорку.
4. Упражнение на развитие дыхания и речи «нарисуем картину». Логопед начинает рисовать и проговаривать: «гор-гор – вот большой бугор». Ребенок-1. Ба-ба- на бугре стоит изба. (рисует избу с помощью воздушных фломастеров и трафарета). Р-2 Ба-ба – на крыше избы труба. (рисует). Р -3 Бы -бы – дым струится из трубы (рисует). Р-4 Бу-бу – облака плывут по небу (рисует). Р-5 Бы-бы – около избы дубы. (рисует) Р-6 Бы-бы – под дубами грибы. (рисует) Л. : - Молодцы ребята! Красивую картину нарисовали. Только кому мы подарим картину? Белке – в дупло, или бобру на плотину? Вот ведь в чем проблема стала - Одного подарка мало! Подскажите: «Как нам быть? Где подарки раздобыть?» (ответы детей) Предлагаю поработать Чтобы денег заработать.
5. Упражнение: «слоговой аукцион». Минуточку внимания! Нам предстоит задание! Встали слоги ровно в ряд каждый прочитать их рад. Мы много слов к тем слогам подберем: Внимание! Наш «Слоговой аукцион». Перед детьми на доске написаны слоги: БА, БО, БУ… Задание прочитать слоги. Подобрать к каждому слогу слова, начинающиеся на данный слог: Ба… (баран, банан, барсук, басня, бабушка, башня… и т. д.) Бо (боль, бочка, бомба, боты, боров) Бу (буханка, булка, бублик, бусы, букет, будильник…и т. д.) за каждый ответ дети получают карточку-банкноту (деньги).
6. «Звуковая эстафета» (Подвижно-интелектуальная игра) Логопед: «вот задание – не шутка Будем делать мы покупки!» Столы. На первом столе картинки на звуки «Б» и «БЬ». На втором столе предметы – игрушки со звуками «Б» и «БЬ». Дети делятся на две команды, у одной команды зеленые деньги они покупают предметы, в названии которых звук «БЬ». У другой команды синие деньги. Они покупают картинки и игрушки со звуком «Б». Выигрывает тот, кто не ошибется и сделает «покупки» правильно.
7. Упражнение по улучшению дикции «Кто лучше скажет скороговорку»
Логопед: Белку нашу и бобра
Поздравить сможет тот,
Кто без труда и без хлопот
За мной произнесет!
Белый снег. Белый мел.
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
В бору бобёр и брат бобра
работают без топора.
Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.
8. Игра «Доскажи словечко» Долго, плавно лился стих Вдруг споткнулся и притих. Ждет он и вздыхает Слова не хватает! Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка, Помоги ему чуть- чуть, Подскажи словечко! (Е. Серова)
В ней хранят компот и джем,
Сок, томат, повидло, крем.
Ненадежна, правда, склянка,
Ведь не даром это (БАНКА)
Водяные мастера
Строят дом без топора.
Дом из веток и коры
Строят ловкие (бобры).
Шерсти целая гора,
Щиплет травку он с утра.
Круторог, драчлив, упрям.
Любит жить в степи (баран).
Примостилась на пенек.
Хвост, как рыжий огонёк.
Беззащитна, с виду мелка,
Но ловка, прыгуча (белка).
Толстокож, но не урод,
У него огромный рот.
Очень много он жует,
А зовётся (бегемот).
Роет землю, словно плуг,
Скромный труженик… (Барсук).
Не забудь его купить,
Контролёру предъявить,
По нему держать ответ,
Потому что он… (Билет).
Маслянисты и румяны,
Жить не могут без сметаны.
Ароматны и вкусны
Ноздреватые… (блины).
Словно девица-краса,
Ниже пояса коса.
Зеленеет возле плёса
Белоствольная… (Берёза)
Нас поднимет в час любой,
Не допустит в службе сбой.
Лежебок и сонь противник,
А зовётся он (будильник).
9. Итог занятия. Молодцы ребята, со всеми заданиями справились, звукам вернуться помогли. Каким же звукам мы помогли? (ответы детей). А теперь нам пора на новоселье, берите подарки для зверей и в путь.