Раниса Фазлутдинова
«Ежик». Конспект ООД по дифференциации звуков [Р]-[Р’]
▼ Скачать + Заказать документы
. Конспект ООД по дифференциации звуков [Р]-[Р’]
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Сравнение, различение и правильное произношение звуков Р-Р' в речи.
2. Дифференциация звуков по признаку твердости – мягкости.
3. Определение позиции звука в слове.
4. Употребление множественного числа существительных.
5. Согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ с существительными.
Публикация «„Ежик“, Конспект ООД по дифференциации звуков [Р]-[Р’]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
6. Звуковой анализ и синтез слов с опорой на звукослоговую схему.
7. Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.
8. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного восприятия.
Оборудование:
- картинки – грибочки, Ежик, корзинка, кастрюля, тарелка, цветочек;
- символы звуков, указка, магниты;
-предмет. картинки: ранец, ведро, зеркало, карандаши, корзина, матрешка, шар, тетрадь
- бабочка – схема для определения позиции звука в слове;
- схемы для звукового анализа слов;
- цветочки для различения звуков Р-Р', игравизоры, бабочки – схемы, бархатные бумаги,
нитки, синие и зеленые фломастеры;
- мнемотаблица для составления описательного рассказа «Пчела»
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Пальчиковая игра «Белки»
Быстро за белкой носится белка, Мигом спускается вниз по стволу.
Будто играют белки в горелки. Спрячет орех - и опять на верху.
С елки на елку, вперед и назад Кружится, вертится, прыгает, скачет,
Белкины лапки по веткам спешат. Словно пушистенький, рыженький
мячик!
2. Сравнение и различение звуков Р - Р'
- Где живет белка? Какие звери еще живут в лесу?
- Сегодня я расскажу вам историю про маленького ежонка. На лесной поляне жил маленький ежонок. Мама - ежиха попросила его собрать к обеду вкусные грибочки. Но грибочки не простые, а с интересными звуками. А какие звуки, ты догадайся сам.
На крапиву сел комар,
И кричит: - Какой кошмар!
Первая кусается, так не полагается!
- Какие звуки я выделила голосом? Объясним ежонку, что это за звуки?
(они согласные, язычок создает преграду, звонкие – горлышко «работает»)
- Чем звук Р отличается от звука Р'? (согласный, твердый, звонкий)
- Каким цветом мы его обозначим? (синий кружок с колокольчиком)
- Чем звук Р' отличается от звука Р? (согласный, мягкий, звонкий)
- Каким цветом обозначим этот звук? (зеленый кружок с колокольчиком)
- На что похожи звуки Р - Р'? (на работу мотора самолета, на рычание зверей).
* Упражнение «Рычит – не рычит»
- Яназову животное, если оно умеет рычать порычите р – р – р. Будьте внимательны: тигр, лев, корова, собака, рысь, леопард, крокодил, пантера, рыба, ворона, волк, медведь.
* Упражнение «Чашечка»
ра – ря, ро – рё, ру - …, ры - …, рэ - …, рё - …, рю - …
* Упражнение «Цветочки»
- Ежонок хочет поиграть с вами. У него в корзинке лежит цветочек с разными словами. Он предлагает определить, какой звук слышится в слове?
Если вы услышите твердый звук Р – покажите ему синий цветочек, если мягкий звук Р' – зеленый цветочек. А если в слове слышатся два звука – покажите оба цветка. (робот, река, дом, рисунок, природа, город, улица, Буратино, коридор, ремень, сюрприз, ребенок, кролик, барбарис)
* Игравизоры
- Соедините слова с твердым звуком Р – синим фломастером, а мягкий звук
Р' – зелёным цветом.
- Какие слова вы отметили синим цветом, а какие зеленым?
- Теперь мне понятно, какие грибочки надо собрать, сказал ежонок, взял корзинку и пошел в лес.
Долго по лесу ежик шагал
Вкусных грибочков к обеду искал.
Только не всякий вкусный грибок,
Ежик спешил положить в кузовок.
В корзинку попали такие грибы,
В которых звуки Р – РЬ услышать сможете вы.
- Стоит ежонок смотрит на грибочки и не знает, какие же грибочки нужно собрать в корзинку. Как вы, дети думаете, какие грибочки попадут в корзинку? (дети выходят к доске и складывают грибочки в корзинку)
- Принес ежик грибочки домой. А хозяйка – ежиха грибы разделила: со звуком Р – решила супчик сварить, со звуком РЬ –в запас насушить.
- Какие грибочки в кастрюлю попадут?
- Пока готовится обед, ежонок предлагает поиграть.
3. Физминутка. Игра «Кто где живет?»
Каждый где-нибудь живет:
Рыба - в речке, (правой рукой «рисуют» в воздухе волны)
В норке – крот, (приседают)
Заяц – в поле, (прыгают, сделав руками ушки)
Мышь – в соломе, (приседают)
Я – в большом кирпичном доме, (смыкают руки над головой, изображая крышу
Пес Волчок – в моем дворе, в деревянной конуре (встают на четвереньки)
Кошка Мурка – на диване, («моют» за ушком)
Зебры – в Африке, в саванне, (бегут по кругу широким шагом)
В темных джунглях – бегемот, (идут в развалку)
Ну, а солнце где живет? (пожимают плечами)
Днем и утром – это ясно:
в небе солнцу жить прекрасно. (тянутся руками в верх, встав на носочки).
4. Упражнение «Бабочка»
- Ежонок встретил свою подругу бабочку. И бабочка предлагает поиграть в интересные игры: «Где спрятался звук?»
«Короткие – длинные слова»
«Один – много»
«Мой, моя, моё, мои»
«Что изменилось?»
(ранец, карандаши, ведро, зеркало, корзина, матрешка, шар, тетрадь)
5. * Звуковой анализ слов : РАК, РЕКА, ЗАБОР
6. * Прочитайте слова по первым звука названий картинок :
РОЗА, ГОРА, РУКА, МИР, ШКОЛА
7. * Игры с буквами:
- Изобразите букву Р с помощью ниток на бархатной бумаге
- Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, читаем и пишем)
- Составьте буквы от самой высокой к самой низкой и прочтите слово: ПАРК
- Разложите буквы от самой толстой к самой тонкой и прочитайте слово:
- В одинаковых фигурах соберите буквы, расставьте их правильно и прочитайте слово.
8. * Скороговорки: «Покупки», «Марина», «Грека»
9. * Составление описательного рассказа по мнемотаблице «Пчела»
- Ежонок увидел удивительное существо, но кто же это?
Над цветком кружит, кружит,
Села, сок с цветка взяла
Мёд готовит нам … (пчела)
Составление описательного рассказа о пчеле
1. Кто изображен на картинке?
2. Какая пчела? Какой звук издает она при полете?
3. Назовите части тела пчелы.
4. Где живет пчела?
5. Чем питается?
6. Как передвигается? Пользу или вред приносит природе?
Образец рассказа
Это пчела. Пчела – это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А ещё ее называют медоносной. У неё есть голова, грудь, брюшко, крылья и шесть ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчела собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и полезный.
10. Итог занятия.