Папки-передвижки

Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми с задержкой психического развития

Марина Хахалова
Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования мы строим свою работу с целью всестроннего развития психических и физических качеств наших воспитанников, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. Так же решаем задачи Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченны-ми возможностями здоровья, одними из которых являются коррекция недостатков психофизического развития обучающихся и создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями.

Публикация «Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми с задержкой психического развития» размещена в разделах

Нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития. У наших воспитанников отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение координации движений глаз и рук, недостаточное умение координировать работу обеих рук, сочетать их движения, затруднение переключения одного движения на другое, трудности в воспроизведении движений по образцу, снижение двигательной памяти, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Наличие данных характеристик объясняет наличие трудностей в воспитании и обучении детей с ЗПР.

И для преодоления имеющихся у них нарушений и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса мы выбрали кинезиологический подход.

Развитие головного мозга ребёнка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Оно отвечает за восприятие слуховой информации, поста-новку целей и построение программ. Полноценное развитие функций правого полушария является обязательным условием полноценного созревания функций левого полушария. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берёт на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой ведущей руки. У детей наблюдаются неумение адекватно читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений. Ребёнку в таком состоянии очень сложно вос-принимать информацию на слух.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они активизируют раз-личные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, про-странственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Таким образом, целью нашей работы является развитие всех психических процессов у детей с ЗПР через использование кинезиологических и нейропсихологических упражнений и игр.

Цель: развитие всех психических процессов у детей с ЗПР через использование кинезиологических и нейропсихологических упражнений и игр.

Задачи:

1. Развивать высшие психические функции : восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

2. Развивать саморегуляцию и контроль собственной деятельности.

3. Развивать мелкую и крупную моторику.

4. Способствовать гармоничному развитию двухполушарного мышления.

На основе методик «Коррекция развития интеллекта дошкольников» Сиротюк Аллы Леонидовны, «Гимнастика мозга» Пола Деннисона были составлены комплексы кинезиологических упражнений для ежедневного применения. Они включают в себя:

• растяжку;

• дыхательное упражнение;

• глазодвигательное упражнение;

• телесное упражнение;

упражнения для развития мелкой моторики рук;

упражнение для релаксации.

Нами подобрано 4 комплекса кинезиологических упражнений, каждый из которых проводится ежедневно, но без принуждения, в утреннее время перед занятиями, 1,5 -2 месяца подряд (в зависимости от времени, необходимого для обучения правильному выполнению каждого упражнения). Общая продолжительность всего комплекса упражнений должна находиться в пределах от 5 до 10 мин., так как ребенок может устать. Отдельные упражнения комплексов и дополнительные разнообразные кинезиологические игры и упражнения используются как часть динамических пауз, утренних гимнастики и гимнастик после сна, в совместной деятельности и индивидуальной работе.

Растяжки нормализуют гипер- и гипотонус мышц. Любое отклонение от оптимального тонуса является причиной, и следствием изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, они с трудом расслабляются.

Система специальных упражнений на растягивание, основана на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения.

Можно выполнять следующие упражнения, представленные на слайде: «Поза скручивания» (Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижми-те к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть ту-ловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5—10 с. Выполните то же самое в другую сторону); «Лодка в шторм» (Лягте на живот, руки вдоль туловища, ноги вместе. Ноги сгибаем в коленях, руками тянемся к ступням и охватываем их ладо-нями. Прогибаемся максимально и начинаем потихоньку раскачиваться вперёд – назад. Сохраняем равновесие, на бок не заваливаемся. Ноги и руки опускаем и ложимся на живот. В течение нескольких секунд отдыхаем и повторяем упражнение несколько раз).

Предлагаем выполнить упражнение «Кобра». Исходное положение лёжа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч.

Представьте себя коброй:

-медленно поднимайте голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимая верхнюю часть туловища, прогнуть спину; яго-дицы и ноги при этом должны быть расслаблены; задержитесь на 3-5 се-кунд; вернитесь в исходное положение и расслабьтесь, не задерживая ды-хания. Повторите 5-7 раз.

«Травинка на ветру» ( Сесть на пол и изобразить всем телом травинки: сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох. «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется к земле (вдыхая, наклонить туловище вперёд, пока грудь не коснётся бёдер; руки при этом вытягиваются вперёд, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу ещё дальше вперёд). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться к исходному положению, потянуться вверх)».

Дыхательные упражнения оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Следует помнить, что правильным дыханием является полное дыхание, т. е. сочетание грудного и брюшного дыхания.

Давайте выполним дыхательное упражнение «Кулачки». Это упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Сделайте выдох, не торопясь, сожмите кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Упражнение повторить 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект.

В совместной деятельности и индивидуальной работе для развития правильного дыхания (медленное, глубокое диафрагмальное дыхание) так же можно использовать различные предметы для организации игр и упражнений. Например: вертушки, мыльные пузыри, шарики и так далее.

Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и прежде всего — учебной. И. М. Сеченов обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе — элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Давайте выполним глазодвигательное упражнение «Горизонтальная восьмерка». Сначала можно помогать себе рукой для фиксации взгляда при выполнении упражнения. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Находим глазами центр пересечения линий и начинаем «обводить» восьмерку вверх-направо. Когда рука из центра это-го знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. Обводим от 3 до 5 раз. Отдыхаем. Так же можно обводить взглядом крупные цифры, геометрические фигуры, контуры простых предметов.

12 слайд: Так же предлагаем Вам изготовить простые атрибуты для повышения интереса к зрительным упражнениям. Нам понадобятся: либо палочки для суши, либо ложки пластмассовые, деревянные, либо палочки для маркировки растений и тому подобное, распечатанные и заламинированные небольшие разнообразные картинки по количеству детей с учетом лексических тем, интересов детей и липучки (для удобства самоклеющиеся). Сторону с крючками приклеиваем к верхней широкой части палочки, а стороны с петельками – к нашим картинкам. Дети с удовольствием прослеживают за движением ярких картинок, выполняя глазодвигательные движения вверх-вниз, вправо-влево, далеко-близко, по разным траекториям.

Очень действенными для развития межполушарных связей являются упражнения с использованием однонаправленных и разнонаправленных движений языка и глаз. Давайте попробуем! Упражнение «Догонялки». Голова неподвижна, язык высунут, губы расслаблены, выполняем синхронные движения глаз и языка в разных направлениях: вверх - вниз, вправо – влево, по кругу, по диагонали и так далее. Упражнение «Маятник». Голова неподвижна, язык высунут, губы расслаблены, выполняем разнонаправленные движения глаз и языка, то есть при движении глаз вправо, язык движется влево.

В разных видах деятельности для развития зрительно-моторной координации, активизации работы глазодвигательных мышц и снятия зрительной утомляемости предлагайте детям смотреть вдаль 30 -40 секунд, затем перевести взгляд на палец на расстоянии 25 -30 сантиметров и смотреть 3-5 секунд. Повторите 3 -5 раз. 11.

При выполнении телесных упражнений (упражнений на движение тела) развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль. Примеры упражнений : «Медуза» (Лёжа на спине совершать плавательные движения ру-ками, подражая медузе, плавающей в воде). «Мельница». (Стоя, сидя де-лать одновременные круговые движения рукой и ногой: сначала — левой рукой и левой ногой; затем — правой рукой и правой ногой; далее — левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Сначала вращение вы-полняется вперед, затем — назад).

Следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!

При регулярном выполнении перекрестных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Например, упражнение «Ухо – нос». (Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Для усложнения при смене положения рук хлопнуть в ладоши).

Предлагаем выполнить упражнение «Перекрестные шаги». Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой но-гой.

Так же в совместной деятельности можно использовать игры и упражнения с перекрестными движениями рук и ног. Например: «Разложи по цвету», «Смотри, не наступи!», «Ладошки».

Улучшению синхронизации и взаимодействия полушарий мозга, развитию концентрации внимания, памяти, координации движений, стабилизации психоэмоционального состояния, а так же профилактике нарушений осанки способствуют игровые упражнения на различных балансирах, например, на доске Бильгоу, массажных полусферах, балансировочной подушке. Так, стоя на балансире, ребенок выполняет задания педагога, одновременно стараясь удержать равновесие. Игровые задания могут быть разнообразными как по тематике, так и по форме выполнения: с предметами (мяч, мешочек, шарик и другое) и без.

Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, ко-торые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Таким образом, можно утверждать, что упражнения на формирование и совершенствование тонкой моторики — кисти и пальцев рук, играет роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов. Знакомя детей с кинезиологическими упражнениями этого вида, мы сначала учим выполнять движения правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Например: «Колечко» (Поочередно, сначала медленно, постепенно как можно быстрее, перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке). «1, 2, 3, 4, 5» (Руки лежат на столе ладонями вниз. Сначала пальцами одной руки поочередно посту-киваем по столу: большой палец 1 раз, указательный – 2, средний – 3, безымянный – 4, мизинец – 5 раз. То же в обратную сторону. Повторить 5 раз).

Давайте выполним упражнение «Кошечка и капуста» ( Руки на столе: для облегчения выполнения данного упражнения начинаем рабо-тать одной рукой, затем подключаем вторую: одна ребром ладони стучит по столу («рубит капусту», вторая ладонью вниз делает поглаживающие движения («гладит кошечку»). Через 20 - 30 сек. движения рук меняются на противоположные. Повторить 2 – 3 раза).

Нельзя, конечно, забывать о регулярных занятиях с пластилином и глиной, с песком и другими сыпучими материалами, во время которых ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Кроме того, можно порекомендовать отщипывание кусочков от листа бумаги, нанизывание бусинок на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков и другое.

А упражнения с использованием кинезеологических досок, траекторий так же еще развивают зрительно-моторную координацию. Траектории движения могут быть как симметричные, так и ассиметричные.

Кинезиологические упражнения для релаксации являются завершающими в комплексе и способствуют расслаблению, снятию напряжения, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятель-ность, повышают способность к произвольному контролю. Упражнение «Огонь и лед». Ребенок лежит. По команде «Огонь» начинает интенсив-ные движения всем телом произвольно. По команде «Лед» ребенок застывает, напрягая до предела все тело. Команды чередуются несколько раз.

Давайте выполним упражнение «Солдат и тряпичная кук-ла». По команде педагога «Солдат» ребенок встает прямо, вытягивается «в струнку», тело напряжено. По команде «Тряпичная кукла» ребенок наклоняется вперед, руки расслаблено болтаются произвольно, затем немного сгибает ноги в коленях, тело расслаблено. Команды чередуются 3-5 раз.

Таким образом, при регулярном и правильном выполнении в комфортной среде кинезиологические упражнения и игры способствуют развитию высших психических функции : восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. А так же развивают саморегуляцию и контроль собственной деятельности, мелкую и крупную моторику, способ-ствуют гармоничному развитию двухполушарного мышления, что поло-жительно сказывается на эффективности коррекционно-развивающей ра-боты и подтверждается динамикой в развитии воспитанников.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Использование дидактических игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дидактических игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта в коррекционной работе учителя-логопеда Во время занятий с дошкольниками использую игры и упражнения, которые развивают эмоциональный интеллект. Прежде всего используются такие.

Использование игр и упражнений с фломастерами-штампами в коррекционной работе учителя логопедаИспользование игр и упражнений с фломастерами-штампами в коррекционной работе учителя логопеда Вокруг нас появляется все больше инструментов и материалов, которые можно использовать в коррекционной работе для автоматизации и дифференциации.

Использование игр и упражнений с каучуковыми мячиками в коррекционной работе учителя логопедаИспользование игр и упражнений с каучуковыми мячиками в коррекционной работе учителя логопеда Однажды познакомилась с замечательной книгой, которую нашла в сети и скачала из открытых источников. Нашла и купила каучуковые мячики, и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми с задержкой психического развития
Опубликовано: 3 сентября 2024 в 18:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Марина Хахалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД