Галья Бондарева
Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовательном учреждении в рамках работы с детьми раннего возраста целесообразно использовать упражнения, содержащие элементы кинезиологии.
Главная цель кинезиологиологических упражнений заключается в развитии межполушарного взаимодействия, которое способствует активизации мыслительной деятельности.
Публикация «Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах в детском саду» размещена в разделах
Упражнения для развития мелкой моторики влияют на активные точки, связанные с корой головного мозга, и косвенно воздействуют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, готовят руку ребенка к овладению навыками письма.
С какого возраста, возможно использование кинезиологических упражнений?
Применение кинезиологических упражнений возможно с детьми раннего возраста. Малышей учат выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет дают комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Упражнения дети выполняют вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти.
Преимущества данной технологии, в том, что она не требует как материальных затрат так большого количества времени, а кинезиологические упражнения имеют большой потенциал для развития ребенка - их комплексы включают большой спектр упражнений : растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц опорнодвигательного аппарата.
2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и
повышают энергетизацию организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
4. Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.
5. Упражнение для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга.
6. Массаж воздействует на биологически активные точки.
7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Педагог дошкольного образования должен иметь комплекс кинезиологических упражнений, которые за счет двигательной активности ребенка способствуют:
– улучшать память, внимание и иные мыслительные процессы дошкольника;
– активизации межполушарного взаимодействия;
– повышению стрессоустойчивости;
– снижению утомляемости, перенапряжения, излишней возбудимости;
– развитию моторики дошкольника (мелкой и крупной);
– развитию мозолистого тела.
Необходимо отметить, что кинезиологические упражнения могут :
а) давать быстрые результаты;
б) иметь аккумулятивный (накопительный) эффект.
Пальчиковая гимнастика
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики у детей младшего дошкольного возраста. Становление речи очень тесно зависит от развития тонких движений пальцев рук. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов: всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга, которую можно тренировать с помощью пальчиковой гимнастики.
«Игрушки»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга
несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать, (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише, не шуми (Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить»)
Артикуляционная гимнастика
Цель - развивать мелкую моторику и улучшить подвижность органов артикуляции (губ и языка) у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией. Артикуляционную гимнастику следует выполнять перед зеркалом, ежедневно по 5-10 минут. Основная цель гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Основные задачи: - развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать язык в определенном положении); - развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать их в улыбке); - развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что очень важно для звуков.
«Вкусное варенье».
Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. «Маляр».
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно.
«Качели».
Улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. До пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с физическими и голосовыми упражнениями. Заниматься такой игровой гимнастикой дети обязательно должны с родителями. Это обеспечит полную безопасность занятий, а также позволит маме и папе провести больше времени с малышом.
«Аромат цветов».
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
Повторить 3-4 раза.
«Ветер»
Сильный ветер вдруг подул,
Слезки с ваших щек сдул.
И. п. – о. с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Все это простые кинезиологические упражнения. В каких режимных моментах течении дня можно их использовать?
1. как часть физкультурного занятия,
2. в музыкальной образовательной деятельности,
3. во время утренней гимнастики и бодрящей гимнастики после сна,
4. на прогулке,
5. в игровой деятельности.
6. непосредствено на занятих
Упражнения это очень продуктивные, их можно много где использовать и системная работа поможет достичь результатов.
Таким образом, комплексное и систематическое использование кинезиологических упражнений на групповых и индивидуальных занятиях с детьми дошкольного возраста дает положительные результаты в развитии зрительно-пространственного восприятия, речевого развития, нормализации мышечного тонуса (артикуляционных и мимических мышц, уменьшение синкинезий (патологических двигательных паттернов). Данная технология является перспективной для разработки и реализации ее в системе коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с особенностями здоровья.