Ольга Викторовна Алдаева
Использование инновационной технологии бизиборд для развития духовно-нравственных качеств у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Использование инновационной технологии «бизиборд» для развития духовно-нравственных качеств у дошкольников с ОВЗ»
В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми источниками информации и техническими приборами для общения. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.
Публикация «Использование инновационной технологии бизиборд для развития духовно-нравственных качеств у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Бизиборд
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 2
Бизиборд- не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, которую можно использовать для гармоничного развития ребенка не только воспитателям групп с ОВЗ, но и логопедам, психологам, воспитателям общеобразовательных групп (как показывает практика, дети с ОВЗ есть и в группах без нарушений в развитии) Поэтому сегодня бизиборд уже необходимое многофункциональное развивающее пособие.
Слайд 3
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Особенно остро встает этот вопрос при воспитании детей с ОВЗ. Воспитание таких детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со слабостью усвоения ими общих закономерностей и понятий, со свойственной им неразвитостью мышления, сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях духовности, нравственности и морали, в вопросах общественного устройства. Довольно поверхностный характер носят их представления о том, что хорошо и что плохо. А бизиборд помогает доступно усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать.
Слайд 4
В 1907 году итальянский врач, педагог Мария Монтессори, создала первый бизиборд – доску, на которой разместила дверную защелку, цепочку, шнуровку, обесточенные розетку, штекер и выключатель, которая был предназначена для детей с ОВЗ, для них эта доска хорошее подспорье в их адаптации к дальнейшей жизни. Позднее эта методика была внедрена во многие страны мира и для детей без нарушений в развитии
Слайд 5
В современных бизибордах количество деталей увеличилось, появилось множество вариаций – шнуровки, «змейки», ролики, бусины, геометрические фигуры, замки, розетки, дверцы, цепочки, мягкие мешочки и многое другое. Все это активно способствует не только развитию детской моторики, но и способствует развитию коммуникативных навыков, элементам толерантности, что соответствует духовному развитию
Слайд 6
Сейчас перед нами наш бизиборд, с которым мы работаем, в нем 24 элемента
Стандартного набора деталей для бизиборда не существует, на этой небольшой доске сконцентрировано абсолютно всё, что может заинтересовать детей
Так как группа с ОВЗ разновозрастная, на доске очень много элементов, которые понятны и доступны детям любого возраста.
Слайд 7
Приступаем к процессу создания бизиборда. Он состоит из 3-х этапов
1 этап подготовительный:
подбираем основу для бизиборда, это может быть лист фанеры, ДСП или другой не очень тяжелый материал, я взяла старую крышку от стола ;
2 этап- основной: подбираем элементы
Выключатели: ребёнку хочется пощелкать выключателем, а это не безопасно, поэтому даем ему эту возможность поиграть выключателем на бизиборде.
розетки и штепсель. С их помощью ребенок не только учится безопасно пользоваться электроприборами, но и выполняет инструкции взрослого, выполняет правила почитания и уважения к старшим
гофрированная труба – это разнообразие дидактических игр по правилам вежливости «Обиженный котенок», «Помоги дедушке» и т. д, правилам добрых дел, правилам доброго любящего сердца, правила дружбы
Слайд 8
Различные защелки и замочки: это всегда нравится детям, но в быту эти предметы могут быть опасны, и необходимо научить детей пользоваться ими на бизиборде.
На примере простых механизмов, вроде щеколд или замочков, воспитанник может самостоятельно сообразить не только как работает такая конструкция, но и немало важное усвоить правила вежливости (не капризничать, будь вежлив, будь приветлив (игра –вы идете в гости, к вам пришли гости, правила дружбы, правила добрых дел
дверца, это может быть небольшой тайничок, куда можно что-либо спрятать, либо как в данном случае у нас кто-то там живет за дверцами прячутся
картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями. Когда малыш откроет дверь он будет рад маленькому сюрпризу в виде картинки. Спрятаться может отрицательный герой. Так как основным видом деятельности дошкольника является игра, в игровой форме мы знакомим детей с различными бытовыми ситуациями, происходит усвоение социальных норм, это может быть животное, которое захотело сьесть беззащитное животное и тд, не быдь жадным, негостеприимным
Колокольчик, издающий приятный звон– не только отлично развивает слуховую память, но и формирует представления об эстетических ценностях, дети сообща слушают приятную мелодию, формируется позитивный мир ощущений, чувство общности
Слайд 9
Липучка- Это вероятно самый излюбленный элемент детишек. Они очень любят отрывать и заклеивать обратно.
Шнуровка-научит наших малышей завязывать шнурки на ботиночках. Прививаем навыки самообслуживания, уважение к труду, бережливость, трудолюбие
Слайд 10
Такой элемент как часы развивает умение ориентироваться во времени,
Ребенку можно предложить назвать цифры на циферблате или поставить стрелки на часах, обозначив нужное время, не заставлять волноваться о себе, уходить из дома –скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать, те развитие эмоционально волевой сферы ребенка
Такие как ремень, калькулятор, пульт -даже для детей с нарушениями в развитии понятно предназначение данного предмета, можно поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин», будь приветлив, вежлив
Слайд 11
Замок молния
Конструктор «Лего»
детям всегда очень трудно застёгивать и расстёгивать куртки или другие вещи. На нашей доске есть замок молния, где дети могут научиться застёгивать и расстёгивать замок, прививаем навыки трудолюбия, не зазнаемся, когда у тебя все хорошо получается, не завидуй друзьям, а радуйся их успехам, не хвались
Чтобы соединить небольшие детальки конструктора друг с другом, пальчикам придётся хорошо поработать, что принесёт малышу большую пользу. Конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки воспитанников. Правила дружбы, не хвалиться красивыми игрушками, вместе построить дом и не гордиться своими успехами, не зазнаваться
Слайд 12
Магнитная доска – позволяет ребенку лучше овладеть способностями к рисованию, помогает развить мелкую моторику рук,
На магнитной доске чаще всего это рисунок на память, подарок другу, правила дружбы, правила доброго любящего сердца, повышение самооценки ребенка
С помощью цифр –можно запомнить какие то даты, приурочить к подготовке 75 -летия ВОВ
Слайд 13
Счеты- Можно рассказывать сказки о том, как разноцветные бусинки ходили по дорожкам, возможна встреча с героем. Особенностью работы со сказкой является взаимодействие с ребенком. Психологические, культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.
Слайд 14
Погремушка - можно обыграть погремушку, умение общаться в коллективе, выполнять коллективные действия, получать позитивный заряд
Слайд 15
Транспорт-в нашем бизиборде –автомобиль, вертолет правила почитания и уважения старших, правила дружбы, правила воспитания щедрости, правила добрых дел
Слайд 16
3 этап заключительный:
Таким образом, использование технологии «бизиборд» в работе с дошкольниками с ОВЗ способствует в доступной форме их нравственно- духовному и социально-коммуникативному развитию, что соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования образования.
Слайд 17
Данную инновацию с успехом могут использовать педагоги как группы компенсирующей направленности, так и педагоги общеобразовательных групп
Слайд 18
Спасибо за внимание!