светлана хименко
Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях – окружающую среду. В последнее время очень остро стоит вопрос экологии. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания» размещена в разделах
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Именно в данном возрасте, при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. [1]Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности [2].
Эффективность экологического воспитания и его уровень зависит от тесного взаимодействия с родителями, семьёй.
Целью нашей работы является:
Создание условий для формирования нравственных качеств личности, таких как доброта, милосердие у детей дошкольного возраста
Общая цель вывела на постановку следующих задач:
1. Создать условия в детском саду для формирования нравственных качеств личности, таких как доброта, милосердие у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание.
2. Развивать активную познавательную деятельность дошкольников в рамках экологического воспитания.
3. Способствовать формированию бережного отношения к природе, вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность, формировать у них понятие ответственности за свои поступки.
4. Создать условия для привлечения родителей к экологическому воспитанию детей.
Содержание работы для реализации задач:
1. Мы начинали свою работу в новом детском саду с детьми первой младшей группы. Поэтому, для выполнения поставленных задач, прежде всего, нужно было создать в группе необходимые условия для экологического воспитания детей. Силами воспитателей и родителей были созданы: уголок природы, «огород на подоконнике», речевой и театрализованный уголки, мини музей: «Коровушка-Буренушка», календарь наблюдений и календарь погоды. В уголках разместили красивые фартуки, нарукавники, лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, таблички с названиями растений. В речевом уголке разместили книги о животных, иллюстрации с изображением природных явлений, различных климатических зон, признаков времен года, животных и растений родного края и разных климатических зон, а так же фигурки животных и муляжи овощей и фруктов. В театрализованный уголок мы стали собирать и изготавливать своими руками и с помощью родителей различные виды театров: настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе, печатный театр, вязаный театр, театр мягкой игрушки, кукольный, конусный театр. А так же костюмы для драматизации, атрибуты, декорации, маски, наголовники, природный материал. Все это нами используется для показа и драматизации различных сказок потешек. В мини-музее мы изучали различные породы коров, историю тары для молока, путь молока от коровы до магазина.
В детском саду были так же организованны уголки природы. А на территории детского сада с привлечением сил социальных партнеров «НПО Иртыш» и родителей созданы: цветники, мини-огород, уголок нетронутой природы, экологическая тропа, птичий дом, аллея славы.
2. Работу по экологическому воспитанию дошкольников проводили, начиная с младшего возраста. Ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними, поэтому всё оборудование по экологическому воспитанию находится в доступном для детей месте. С детьми мы проводили разнообразные циклы наблюдений, кормление зимующих птиц, проращивание лука-репки и семян бархатцев (с созданием календаря наблюдений, рассказывание и обыгрывание народных сказок, чтение книг, рассматривание иллюстраций, работали совместно с детьми в уголках природы.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста большое значение имеет исследовательская деятельность, экспериментирование. Чтобы познать ребенку окружающий мир, ему необходимо его исследовать. В ходе поиска он уточняет, проясняет свои представления о нём. Для этой деятельности нами создан специальный уголок. С детьми были проведены опыты: превращение воды в лед, в пар; знакомство со свойствами воды, воздуха, почвы, глины, песка, металла, дерева, стекла; рост и развитие семян садовых цветов, отростков комнатных растений; семян овощей и т. д. Еще одна важная, на наш взгляд, форма работы – проектная деятельность. Нами проведены проекты: «Цветок для мамы», «Что необходимо для растения», «С каждой птички по страничке»
3. Одним из важных направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. В своей работе мы большое внимание уделяем формированию бережного отношения к природе. Для этой работы мы используем чтение литературы природоведческого содержания, она учит ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом. Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром, развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Так же мы активно используем сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Поездка в лес», «Ребятам о зверятах». Праздники - важное средство нравственного воспитания. Такие праздники, как «Осинины», «День земли», «Весна-красна», «Масленица» - закрепляют знания детей о значении человека в природе, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. Ещё одно средство для реализации поставленных задач-это экскурсии. Нами проведены экскурсии по экологической тропе, к озеру. Особое внимание отводим проектной деятельности. В этом году реализуем долгосрочный проект: «Земля-наш общий дом».
4. Практика показала, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей мы использовали разнообразные формы и методы. В уголках для родителей систематически помещаем информацию по проблеме экологического воспитания. Мы широко практикуем совместный труд детей и родителей : периодически организуем субботники по благоустройству и озеленению участков детского сада, изготовление и ремонт кормушек для птиц. Родители охотно участвуют в детских праздниках, в смотрах-конкурсах, в выставках детских работ, в реализации различных проектов.
Таким образом, формирование нравственных чувств осуществлялось через экологическое воспитание. В результате осуществления экологизации различных видов деятельности ребенка, развивающей предметной среды, интегрированной организованной образовательной деятельности, экологического просвещения родителей была проведена работа, направленная на становление осознанно-правильного отношения детей к природе, а также их индивидуальных качеств : доброты и милосердия.
Литература:
1. Макаренко А. С. Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о воспитании / А. С. Макаренко, В. Э. Черник – М: Карапуз, 2009. – 280 с.
2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Соболев А. И. – М., 1983. – 335 с.