Приложение МААМ

Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников»

Анастасия Филина
Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье представлена точка зрения на формирование у детей духовно-нравственных ценностей средствами народной культуры. Автор рассматривает понятие национальных нравственных ценностей, прослеживает их связь с традиционными народными ценностями и возможности их использования в условиях ДОО.

Публикация «Консультация „Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников“» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание – это основное направление становления личности ребенка с первых ступеней образования и воспитания. Все мы помним известную русскую пословицу: «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит». Народная мудрость говорит о необходимости привития детям с самого раннего детства основ нравственной, духовной, правильной жизни на благо своей семье и своей стране. Поэтому дошкольный возраст – важнейшее звено, когда в ребенке закладываются основные нравственные и духовные ориентиры. С этими ориентирами он дальше пойдет по жизни, с ними ему предстоит осваивать школьную программу и они станут основой его взрослой личности.

Что же может и должно стать основой духовно-нравственного воспитания ребенка? На этот вопрос достаточно точно ответил академик Д. С. Лихачев:

«Родной край, его история – это основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» [7].

В одной из своих работ академик Д. С. Лихачев отмечает, что любое общество стремится решать глобальные национальные задачи, но возможно это только при наличии общей системы нравственных ориентиров. Поэтому важная задача педагогов – воспитать носителя нравственных ориентиров, о котором говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте:

«Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [8].

Основа нравственности любого общества – это национальные ценности, которые сохраняются в культурных, народных, семейных традициях и передаются из поколения в поколение. Духовно-нравственное воспитание маленьких граждан России основывается на знаниях дошкольников об истории своей страны, о семье, искусстве, религии, природе, о человеческих отношениях. Все это можно найти в народном творчестве, которое обладает огромным потенциалом для развития духовно-нравственных ценностей детей. Определяя базовые духовные и нравственные ценности, воплощенные в народной культуре, мы можем говорить о таких аспектах нравственного и духовного воспитания дошкольников средствами народного творчества :

- патриотические ценности : любовь к Родине, к своему народу, гордость за национальное достояние;

- семейные ценности : любовь к родителям, забота о старших, уважение к семейным традициям;

- гражданские ценности : уважение к правам других людей, соблюдение общепринятых норм в обществе;

- человеческие ценности : милосердие, добро и справедливость, уважение к людям;

- трудовые ценности : уважение к труду других людей, желание помогать взрослым;

- научные ценности : уважение к знаниям, стремление познавать что-то новое;

- культурные ценности : уважение к культуре своего народа и других народов, понимание ценности творческих произведений;

- религиозные ценности : уважение к религиозным традициям, толерантность к представителям других религий, соблюдение духовных принципов;

- природные ценности : любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Все перечисленные ценности можно найти в народном творчестве. В работе со старшими дошкольниками можно использовать многие виды народного творчества. Но одно из самых эффективных средств духовно-нравственного воспитания детей – это фольклор. По своей сути произведения фольклора – это народные законы жизни. Сказки, пословицы, поговорки были основаны на многовековом народном жизненном опыте и мудрости и передавались из поколения в поколение в своеобразной художественной форме. Существует множество жанров фольклора, многие из которых можно использовать в формировании духовных и нравственных ценностей детей дошкольного возраста.

Календарный фольклор, в который входят заговоры, приметы, заклички, является эффективным средством для формирования у детей ценностей, связанных с отношением к природе. Например, при изучении с детьми весенних примет и изменений в природе можно использовать весенние заклички. Этот жанр фольклора применим и на прогулках, и во время познавательного, речевого развития. Сколько добра, позитивного настроения и любви к природе в весенних закличках:

Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

При знакомстве детей с подобными закличками у них формируется и любовь к природе, и уважение к труду взрослых, и понимание ценности природы для каждого человека.

Главный потенциал фольклора в том, что каждое произведение, доступное для дошкольников, является эффективным средством народной педагогики, которая близка и понятна детям. Это отмечают многие исследователи. Например, Л. В. Кокуева:

«Загадки, считалки, скороговорки, песни - неотъемлемая и наиболее органичная часть детского быта. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить в детях самые лучшие чувства, богатое воображение и фантазию» [5, с. 78].

Особые народные жанры – это детский фольклор, в который входят пестушки, потешки, колыбельные. Лиричность, добрый слог, четкая направленность на детское восприятие делают эти произведения устного народного творчества неотъемлемыми элементами воспитания в детях отзывчивости, милосердия, любви к народному искусству.

Если говорить о патриотическом воспитании детей, то в его содержание обязательно следует включить былины, стихи, героические песни. Рассказ о подвигах богатырей, о преданности наших предков своей родине следует дополнять наглядными методами. Это могут быть иллюстрации, видеопрезентации, мультипликационные фильмы. Важно обратить внимание детей на качества былинных героев: смелость, честность, преданность своей земле. Такая работа позволит и у дошкольников сформировать нравственные качества личности.

Незаменимое средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это русские народные сказки. Для воспитательной работы подходят все виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Интересный сюжет, необычные герои, яркие характеры, захватывающие события позволяют педагогам не задумываться о поддержании интереса детей к материалу, а решать необходимые задачи. Так, при знакомстве дошкольников со сказками о животных дети узнают основные нравственные понятия: взаимовыручка, дружба, честность, добро, отзывчивость. При знакомстве с волшебными сказками стоит акцентировать внимание дошкольников на поступках героев, а также на том, чем вознаграждаются хорошие дела, как наказываются плохие поступки. Бытовые сказки можно использовать при формировании у детей семейных ценностей и правил нравственного поведения в обществе.

Таким образом, русский фольклор - это, по сути, подлинная азбука нравственности, ведь вся его сущность - это пожелание окружающим здоровья, добра и удачи.

Уникальность русского народного творчества заключается еще и в том, что дети могут не просто изучать фольклор не со стороны, а использовать его в повседневной жизни. Это касается и пословиц, и поговорок, и закличек, и песен, и хороводов. Большим потенциалом в этом направлении обладают народные игры. Это обусловлено уже тем, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. При этом народная игра содержит в себе еще и огромные возможности для нравственного, духовного, патриотического воспитания подрастающего поколения. В народных играх очень много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются веселыми прибаутками, считалками, потешками. Но самое важное, что игры воспитывают в детях честность, ловкость, способствуют формированию у них любви к русской речи. Исследователь Л. В. Кокуева отмечает:

«Особенно детям нравятся игры, в которых проявляются такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе. Совместные игры - огромное удовольствие для детей, а на уроке благодаря этому создается атмосфера радостного праздника» [5, с. 80].

Многообразие форм народного творчества позволяет педагогам также разнообразить и воспитательную работу, включая в нее различные методы работы и формы организации детской деятельности.

Можно выделить основные формы приобщения детей к национальному культурному наследию, используемые в дошкольной образовательной организации:

- знакомство с малыми формами устного народного творчества (загадками, пословицами, поговорками, закличками) в познавательной деятельности, речевой деятельности, в режимных моментах, во время прогулок;

- праздничные семейные посиделки, посвященные значимым датам народного календаря;

- познавательные беседы по материалам русских народных сказок, былин, песен;

- выразительное чтение и драматизация русских народных сказок;

- проведение календарных народных праздников.

Все виды народного творчества необходимо использовать в единстве, поэтому важным условием формирования духовно-нравственного отношения дошкольников к национальному культурному наследию прошлого является знакомство детей с традициями крестьянской культуры и быта. Например, осенью в детском саду можно провести осенние посиделки. Известно, что посиделки на Руси начинались осенью сразу после уборки урожая, по вечерам. Детям особенно интересно будет нарядиться в старинные костюмы, вспомнить, как их прапрабабушки играли в игры, водили хороводы. На таких посиделках можно также и загадки загадывать, и сказки слушать. Как показывает практика, дети с большим удовольствием принимают участие в праздничных посиделках, на которых знакомятся с народными пословицами и загадками, обрядовыми песнями, частушками. Это не только замечательно тренирует их память, способствуют активному мышлению, но и формирует нравственные и духовные ценности. Ведь в известных пословицах народ всегда осуждал злобу, глупость, лень, хвастовство и восхвалял доброту, ум, находчивость, трудолюбие.

Особое внимание следует уделять подготовке и проведению народных праздников. Наши предки любили и хорошо умели веселиться. Под балалайку, под гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. С дошкольниками можно проводить такие праздники: «Осенины», «Святки», «Масленица». Праздник – это, как и игра, естественное состояние детской души, без него окружающий мир для ребенка становится серым, тусклым и неинтересным.

Подобная работа по духовно-нравственному развитию детей помогает педагогу формировать у дошкольников чувство любви к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние мудрецы говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь к такому счастью при воспитании подрастающего поколения - возрождение забытых национальных ценностей.

Публикации по теме:

Классическая музыка как средство формирования нравственных основ характера и развития образного мышления старших дошкольников МБДОУ детский сад №8 «Аленький цветочек» г. о. г. Выкса Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Музыкальная деятельность.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство нравственного воспитания детей» Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей воспитателя Олейник О. В. по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.».

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие.

Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания» Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год Тема: Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития.

Консультация «Устное народное творчество — богатейший источник духовно-нравственного развития детей» • Авторы : Крутенкова Т. А., Минжунова Н. А. Воспитатели МБДОУ Д\С № 22 • «Почемучка» г. Саяногорск РХ Проникновение в массовое.

Устное народное творчество-богатейший источник духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставлении индивида.

Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста Калиниченко Надежда Анатольевна, воспитатель МДОУ «Д/с № 179 о. в.» Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств.

Экология как одно из средств воспитания духовно-нравственных ценностей «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Этнокультурное направление — одно из инвариантных в преодолении дефицита духовно-нравственных ценностей у детей с ОВЗ… Этнокультурное направление - один из инвариантных комплексов в преодолении дефицита духовно-нравственных ценностей у детей с ОВЗ дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников»
Опубликовано: 13 июля 2019 в 09:45
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Филина (УИ 1978444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД