Наталья Юшина
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в организованной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающей мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в организованной образовательной деятельности» размещена в разделах
В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, много вариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности и интегрировано во все организованные образовательные области.
Вот как решаются вопросы элементарных математических представлений. Современные дети развиваются и живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях развитие элементарных математических представлений дошкольников не может сводиться к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, привлечению детей к оказанию помощи товарищу при решении задач. Математика призвана отшлифовать интеллект, помочь обрести четкость мыслительных процессов. На занятиях по математике знакомя детей с элементами математических представлений, мы также ставим нравственные задачи: воспитание взаимопомощи, справедливости, терпения и честности. При обучении детей делению предмета на части решаем и нравственную задачу (разделим яблоко так, чтобы мы могли угостить двух медвежат, здесь мы воспитываем честность и справедливость. В духовно-нравственном воспитании задача воспитателя не просто научить бессмысленному счету, а наполнить раздел количества и счета нравственным содержанием. В игре «Найди домик» наряду с обучением, решаем нравственные задачи: оказание помощи, забота о животных (животные заблудились, им нужна помощь, чтобы найти свой домик). В своей работе используем игру в парах, что помогает воспитанию дружбы, понимания, налаживается непринужденное общение с другими детьми. Предлагаем детям такие игры: «Что вокруг нас?», «Что стало не так?», «Что длиннее?», «Найди свое место» и др. Выполнение некоторых заданий и проблемных ситуаций требует коллективного обсуждения. Тогда объединяем детей в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет каждому конкретизировать знания и умения, контролировать способы выполнения и результаты не только своей деятельности, но и деятельности друзей, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимовыручку. Использование на занятиях народного фольклора (загадки, скороговорки, считалки) обогащает знания по развитию элементарных математических представлений, помогает обогатить образование дошкольника. Считалки и скороговорки разучиваем в свободное от занятий время. Считалки используем в различных ситуациях, они также помогают воспитанию уважения друг к другу. Загадки используем, в зависимости от целей познавательного общения на групповых занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед. Мы подводим детей к размышлению над загадкой, руководим и направляем поисковую деятельность, наталкиваем на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа. Знакомя детей с особенностями величины, прежде всего, даем почувствовать ребенку единство и совершенство мира. Сравнивая деревья по высоте, считая цвета на поляне, или сколько птиц на одной веточке дерева. Решаем, по какой дорожке дойдем до дома быстрее (по длинной или короткой, даем понять, что все, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым мы дышим, и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных, и, наконец, людей, то есть, нас самих — все это сотворил Бог. Мир есть творение Божие. Поэтому все, что нас окружает, надо беречь и любить, любить друг друга. При обучении математике основные наши усилия направлены на то, чтобы дети с интересом и удовольствием занимались на занятиях, стремились преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач, и желать достижения познавательных целей: создаем условия, в которых воспитываем духовные чувства : любовь, добро, справедливость. Важно помнить народную мудрость: «Ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления», также важно помнить, что у каждого человека есть душа. В душе есть ум, который мыслит, рассуждает, имеет свойство обобщать, формировать мировоззрение. В душе человека заложена нравственность. И мы стараемся сеять нравственные зерна на всех видах занятий.
Литература: Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. М. : Спарк, 2010. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост. : Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М. : УЦ «Перспектива», 2012. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. М:Владос,2008.