Ольга Ситникова
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями
Актуальность педагогической технологии
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить. Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.
Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами.
Иногда возникают трудности в организации взаимодействия педагога с семьями воспитанников: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду.
Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению.
Так как ведущая роль в организации общения принадлежит педагогу, чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
В целях решения этих проблем, я начала искать варианты обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей и остановила выбор на использование в своей работе ИКТ.
Теоретическая и практическая значимость результатов реализации данной технологии для образовательной деятельности
Сегодня применение ИКТ - это одно из самых важных направлений в улучшении качества образования в целом, и дошкольного воспитания, в частности. Оно позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса и достичь нового уровня отношений между всеми участниками этого процесса: педагогами, специалистами, родителями и самими детьми.
В современном дошкольном учреждении самыми распространенными, по- прежнему, остаются коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, дни открытых дверей в ДОУ и т. д.). Педагогами используются групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия и т. п.) и индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы. Но очень часто беседы современных родителей с воспитателями носят спонтанный характер, они непродолжительны по времени, и, в следствии чего - малоэффективны.
При использовании средств ИКТ в организации работы с родителями не только помогают мне расширить воспитательные возможности этих форм деятельности, но и привлеч гораздо больше мам и пап к участию в педагогическом процессе. Кроме этого, материал, предназначенный для родителей, будет гораздо лучше ими усвоен, если будет присутствовать наглядность. Основные преимуществами использования визуальных средств :
1. Прекрасно удерживают внимание.
2. Устная речь приобретает наглядность.
3. Повышают профессиональную компетентность педагога.
4. Усиливают запоминание.
5. Сводят к минимуму непонимание.
Какие же средства ИКТ я могу использовать в ДОУ? Это: компьютеры, ноутбуки, принтеры, ксероксы, DWD – проигрыватели, телевизоры, планшеты, музыкальные центры, сканеры, фотоаппараты, видеокамеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски. Многое из перечисленного уже активно используется воспитателями в процессе взаимодействия с детьми. Необходимо, чтобы все это так же активно использовалось и в работе с родителями. Для этого и самим педагогам нужно владеть компьютерной грамотностью. Если раньше компьютер использовался только для поиска информации и картинок для образовательной деятельности, то теперь это прекрасное средство для работы с родителями : современные родители - грамотные люди, знающие технические возможности компьютера, и, как правило, имеющие навыки работы с ним.
Какими же путями возможно применение компьютерных технологий в процессе взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников. Можно выделить четыре пути:
1. Применение программы Power Point (мультимедийные презентации, создание коллажей).
2. Применение программы Move Maker (фильмы и фотоленты из жизни детей).
3. Создание мультимедиатек по различным вопросам.
4. Организация онлайн взаимодействия (использование сайта группы, электронной почты ДОУ и родителей, социальных сетей, форумов).
Технологичность, новизна разработанной технологии, возможность использования в образовательном процессе
Мой опыт использования ИКТ по обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей.
Одна из наиболее эффективных, традиционных форм работы с родителями – это выпуск газет, папок – передвижек, ширм, лэпбуков, разработанных мною в различных компьютерных программах (Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher). Я выпускаю тематические папки-передвижки, ширмы, лэпбуки с различной тематикой, которые направлены на воспитание детей в условиях семьи. Информацию в родительском уголке разрабатываю и оформляю с использованием ИКТ, что позволяет мне не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.
Особой популярностью по информированию родителей о работе детского сада пользуются буклеты, Они распространяются мною при проведении родительской конференции, которую традиционно я провожу в конце учебного года, мастер – классов. Яркие и запоминающиеся, буклеты не только привлекают внимание родителей воспитанников, но и снабжают их необходимой информацией о работе детского сада.
Но не все родители обращают внимание на информационные папки-передвижки в группах, не всегда замечают объявления, пока я не привлеку их внимание. И здесь приходят мне на помощь другие виды информационно-коммуникационных технологий.
Сейчас почти у каждой семьи есть электронная почта. Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время. Собрав родительские адреса электронной почты, я рассылаю всем одновременно, или конкретным родителям определенную информацию как общего, так и личного характера. При составлении писем к родителям через электронную почту придерживаюсь структуры письма. Начинаю письмо всегда со слов «Уважаемые родители», «Предлагаем вам», «Приглашаем вас», «Напоминаем вам». А заканчиваю свои обращения или информацию, например: «Воспитатели», «Ждем всех желающих», «Будем рады видеть вас» и т. д.
По инициативе родителей были созданы группы в социальных сетях Whats App, Вайбер. Созданные группы, как и электронная почта, дают возможность общаться, используя при необходимости видеосвязь. Такое общение наиболее динамично. Нынешние возможности Интернета таковы, что можно быстро распространить важную информацию, сразу же получить ответ на интересующий вопрос. Этот метод работы экономит время и педагогов, и родителей, а также помогает в реализации регионального проекта «Бережливый детский сад».
А так, как многие родители в свободное время проводят в соцсетях. Интернет-это очень выигрышный канал для сотрудничества. Несмотря на обилие используемых форм взаимодействия с семьей, мы в своей группе используем ещё и такую форму, как «интернет-общение».
Я долго вынашивала идею с организацией сайта группы. Но так как: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательные организации возложена обязанность обеспечить создание и ведение официального сайта в сети Интернет (п. 21 ч. 3 ст. 28). С тех пор размещение фотографий и видеозаписей с различных мероприятий (утренников, спортивных соревнований) на сайтах детских садов стало обычной практикой. Однако родители воспитанников не всегда довольны тем, что изображение их ребенка оказывается в открытом доступе.
Согласно п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в т. ч. в судах, без специальных полномочий. Имея данное право, родители могут подать жалобы на содержание сайтов образовательных организаций.
Для того чтобы избежать жалоб родителей воспитанников на незаконное использование персональных данных их детей и, как следствие, привлечения к ответственности, поэтому в первую очередь я на родительском собрании предложила родителям соглашение, где они дают своё согласие или не согласие на размещение фото и видео материалов.
На сайте ВКонтакте я создала группу «Непоседы». Почему там, потому что, большинство родителей пользуются этим сайтом. Группа закрытая, из соображений конфиденциальности.
Создание группы «Непоседы» направленно на решение следующих задач:
- Формирование целостного позитивного имиджа группы.
- Осуществление обмена опытом.
- Стать для родителей источником информации учебного и воспитательного характера.
- Привлекать пассивных родителей к активной деятельности.
Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной.
На странице указываются такие разделы, как:
- Участники (дети, родители, родственники и воспитатели)
- Игровой уголок дома.
- Наши Будни в детском саду
- Наши праздники,
- Открытые занятия и много разных мероприятий,
- Наши прогулки
На сайте группы, каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое. Группа стала особенно популярными среди родителей. Как правило, на сайте группы размещаю не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения различных мероприятий. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе, а, возможно, и высказать претензии воспитателю. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.
Сегодня ни одно родительское собрание в нашей группе нельзя себе представить без использования ИКТ. Использование различных фотопрезентаций, где родители прослеживают жизнь и творчество своих детей. Благодаря презентациям я имею возможность демонстрировать родителям слайд-шоу о реализованных проектах «Космос далёкий и близкий», «Книга – окно в мир познаний» и др.
Я активно использую в своей работе презентации, составляя их с помощью программы Microsoft Power Point, и твёрдо убеждена, что мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями, способствующий решению многих задач, а именно:
–возможность точной, доступной и яркой передачи информации;
–одновременное использование различных форм справочной информации : аудио-, видеоизображения, анимация текста;
–быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.
Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, не только формируют информационную культуру родителей, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса.
В зависимости от целей и задач, которые мне необходимо решить через мультимедийную презентацию, я разделила их на 4 вида:
– Информационная презентация.
Это передача справочной информации, содержащейся в тезисах, таблицах, графиках и схемах. Примером такой презентации может служить – «Здоровье наших детей».
– Презентация-сопровождение.
Это презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события, обычно содержит мало текста, много фотоматериалов, схем или алгоритмов. Основной текст проговаривается ведущим или участниками мероприятия, а презентация служит наглядной визуализацией слов.
– Презентация – отчёт.
Этот вид презентации перекликается с предыдущим, но в ходе демонстрации слайдов акцент делается на результативность уже проделанной работы. Примером может служить презентация «В мире книг. Проект».
– Рекламная презентация.
Презентация, созданная для самостоятельного изучения материала, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон.
Необходимо отметить, что использование мультимедийной презентации возможно во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.
Очень интересны материалы, созданные нашими родителями для проведения совместных образовательных мероприятий. С помощью цифрового фотоаппарата и видеокамеры они делают фотографии видео- ролики, размещают их на Интернет сайте или создают стенды, стенгазеты такие как «Книжки-малышки» с использованием фотографий, сделанных детьми; «Копилка семейных советов», «Мая малая Родина», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».
На групповых родительских собраниях транслируются и готовые видеоролики на тему «Один день из жизни дошкольников», «Мы выросли»– такая форма позволяет охватить практически всех родителей. Ведь видеоролик можно распространить среди родителей на цифровых носителях.
Использование видео ролика на собрании делает его более эстетичным, родители могут воспринимать информацию визуально.
Такой способ проведения родительский собраний позволил наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому что любому родителю приятно воочию наблюдать за тем, как протекает время его ребёнка в детском саду.
Аудиомагнитофон сегодня есть в каждом доме, что дает мне возможность дать родителям рекомендации по использованию аудиомагнитофонов для прослушивания сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия); порекомендовать использование записей «Звуки природы» для релаксации дома.
Родители с удовольствием воспользовались данной рекомендацией и предложенными аудиозаписями, отметив положительное влияние на ребёнка данного приёма.
Направленность технологии на повышение уровня профессиональной компетентности и личностное развитие педагога
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
Использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс, повысить профессиональный уровень педагога.
Начиная работу над данной технологией, я столкнулась с необходимостью подробного изучения инструментария программного обеспечения по созданию презентаций, видеороликов, графических, текстовых редакторов; освоила приемы работы с мультимедийным оборудованием: мультимедиа-проектором, интерактивной доской.
В дальнейшем, планирую продолжить работу над данной технологией по следующим направлениям:
• освоить и внедрить метод дистанционная телеконференция;
• организация совместной развивающей деятельности педагога и родителей;
• создание интернет - сайта для совместной работы с инструктором по физической культуре, музыкального руководителя, психолога и медсестры.
Рефлексия педагогической технологии
Сегодня во многих детских садах необходимо и целесообразно использовать ИКТ для обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей.
Совместная деятельность педагога с родителями должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить для моей работы компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Использование средств мультимедиа (ИКТ) в организации деятельности с родителями позволило мне не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе.
В заключение, хочется отметить, что, используя ИКТ в своей работе, я открываю для себя очень много нового и интересного. Мы вместе с детьми, с родителями входим в увлекательный мир информационно-коммуникационных технологий, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное эта работа доставляет нам удовольствие. С каждым днем все больше педагогов нашего учреждения начинают заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ.
Моделирование содержания обучения и обоснованность выбранных методов, приемов и форм организации образовательного процесса с использованием данной технологии
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями по обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей, с использованием ИКТ, позволяет мне моделировать содержание моей работы с родителями. Поочередное использование методов работы с использованием разнообразного наглядного материала позволяет мне удерживать внимание и интерес родителей, повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса и достичь нового уровня отношений между всеми участниками этого процесса: педагогами, специалистами, родителями и самими детьми.
Знание и опора на достижения педагогической науки и практики
Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой.
Изучив отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях, которые убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии образовательного процесса (исследования С. Л. Новосёловой, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
Я сделала вывод: в условиях развития современного общества необходимо использовать разнообразные форм работы с родителями группы с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы). Данные формы работы позволяют решить актуальные проблемы в образовательном процессе. Я призываю всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.