Устюгова Юлия Станиславовна
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
▼ Скачать +Заказ
Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе учителей-логопедов – необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем, делающий эффективными и презентабельными все направления нашей профессиональной деятельности.
Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это создание единого информационного образовательного пространства дошкольного учреждения, использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, разработка интегрированных занятий, проектная деятельность.
Публикация «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей.
Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.
Преимущества информационно-коммуникационных технологий.
- Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме.
- Повышается мотивация и интерес детей к занятиям.
- Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным.
- Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.
Современные электронные средства значительно расширяют возможности предъявления детям новой информации.
Психологические и образовательные возможности ИКТ для ребенка:
1. Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.
2. Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.
3. Обучение детей навыкам самоконтроля.
4. Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи.
5. Игровая деятельность незаметно для ребенка переходит в образовательную.
6. Ребёнок сам видит результат своей работы.
7. Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков.
8. Возникает стремление исправить увиденную ошибку.
9. Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала.
10. Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы.
11. У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.
Использование ИКТ позволяет решать ряд коррекционных задач :
1. Постоянно совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
2. Закреплять произношение поставленных логопедом звуков.
3. Целенаправленно активизировать отработанную лексику.
4. Упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развивать память, внимание, логическое мышление в играх и упражнениях.
6. Формировать связную речь.
Помимо коррекционных задач применение компьютерных технологий в образовательном процессе воспитанников, помогает нам решать задачи творческого характера – развивать воображение и творческое мышление, а также познавательную активность.
Современные педагоги активно используют ИКТ не только в работе с детьми, но и в своей организационно-методической работе (ведение документации; разработка и использование тематических презентаций; создание и использование обучающих логопедических компьютерных программ и игр; создание профессионального сайта и участие в его функционировании; дистанционное обучение и участие в мероприятиях разного уровня; использование электронной библиотеки для повышения своего профессионализма, также в работе с родителями (логопедическое просвещение, групповое консультирование, ведение родительских чатов).
Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.
ИКТ используется на разных этапах логопедической работы.
1. Подготовительный этап: При проведении артикуляционной гимнастики. Для развития речевого дыхания. Как зрительный тренажёр. Для включения в занятие.
2. Этап автоматизации: Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.
3. Этап дифференциации: Задания на классификацию слов с изучаемым звуком. Рекомендации для родителей. Презентации с речевыми заданиями
Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут мы используем загадки, ребусы, пиктограммы и т. д., так же ИКТ могут быть использованы для обозначения темы занятия, создания проблемной ситуации.
В основной части логопедического занятия используем различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, пиктограммы, схемы и многое другое. ИКТ могут выступать как информационно-обучающее пособие, могут использоваться для контроля усвоения материала детьми.
Физкультминутку для обучающихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах.
Используем также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).
Однако, следует отметить, что есть свои правила в их применении.
требования, предъявляемые к компьютерным развивающим и обучающим играм, программам, применяемым на логопедических занятиях:
- задания должны соответствовать возрасту ребенка;
- материал должна быть ярким, красочным, со звуковым оформлением;
- объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;
- материал должен быть на русском языке;
- текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;
- задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;
- периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;
- материал должен развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;
- чередование разных компьютерных игр.
Мультимедийные презентации, интерактивные игры, компьютерные дидактические игры, обучающие видео фильмы, мультфильмы - наиболее распространённые формы использования ИКТ в нашем ДОУ.
Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься как индивидуально, так и с группой детей. Это способствует:
-активизации непроизвольного внимания, памяти, мышления
-повышению мотивации к учению
-расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу учителя-логопеда.
Вывод: использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.
Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, использование их в логопедической практике сочетается с традиционными методами, не заменяет их, а лишь дополняя и обогащая процесс новыми возможностями.
Не стоит забывать и о том, что компьютер – не игрушка и не замена педагога!