Любовь Тимургалеева
Из опыта работы «Сенсорика сегодня — залог успешного завтра»
▼ Скачать + Заказать документы
В Менделеевском районе социальный приют для детей и подростков «Камские зори» функционирует с 29 августа 2001 года. Мощность учреждения — 31 стационарное койко-место. Работают три группы : группа мальчиков, группа девочек и дошкольная группа с 3 до 7 лет.
Большинство дошкольников, поступающих в приют, находились в длительном психологическом напряжении (будучи с рождения лишенные нормальной материнской любви и заботы, нервная система детей получила эмоциональную перегрузку, в результате чего многие из малышей находятся в состоянии стресса. И, как следствие, происходит отставание, замедление, а в некоторых случаях и грубое торможение всех сторон развития, что так ярко наблюдается у основной части поступающих в приют дошкольников.
Публикация «Из опыта работы „Сенсорика сегодня — залог успешного завтра“» размещена в разделах
Наверстать упущенное, не дать ранним симптомам перерасти в необратимые последствия - вот наша задача. Для этого необходимы: усиление сенсорного и эмоционального развития ребенка, поступление для него разнообразной и стимулирующей информации из внешней среды, соответствующей его возрасту; положительная эмоциональная окрашенность, чувство радости и спокойного окружения; адекватное реагирование в общении со сверстниками и взрослыми; широкая общественная и предметная обстановка – все то, что необходимо ребенку для дальнейшей социализации и нормального развития.
После десятилетия существования дошкольной группы в социальном приюте «Камские зори» педагоги столкнулись с необходимостью дополнить привычные направления работы более действенным, современным, эффективным направлением. Так появился проект «Мир прекрасен. Почувствуй этот мир!», выигравший грант в Конкурсе социальных и культурных проектов ОАО «РИТЭК» и Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ». Направленность на развитие сенсорных способностей и выявления внутреннего потенциала, поступивших в приют дошкольников – именно над этим и работает коллектив приюта, создавая в группе реабилитационно - развивающее пространство, предполагающий ежедневные занятия с учетом развития каждого воспитанника.
Научить улыбаться, научить дарить улыбку миру, прочувствовать, как прекрасен этот мир и познать его таким - это не только состояние физического равновесия, но и психического, без которого невозможно нормальное и полноценное развитие малыша.
Проект «Мир прекрасен, почувствуй этот мир!» ведется параллельно с основной, традиционной программой для дошкольного обучения. Досуговый характер занятий с обязательным включением элементов игры строится на принципе добровольности и положительного эмоционального настроя, что и обеспечит его эффективность в отведенные сроки.
Самое большое достижение проекта – создание сенсорной комнаты с многочисленными универсальными блоками – оборудованием – закупленные на деньги гранта. Это и сухой бассейн, пузырьковая колонна, объемный - мягкий конструктор - трансформер, Фиброоптическое волокно - с волшебными светящиеся и переливающимися нитями, песочный стол, подвесные модули с разными звуковыми эффектами, увлажнитель воздуха, кварц, компьютерное оборудование и т. п. Современная новая мебель разных цветовых оттенков одной гаммы то же служит позитивным и энергетическим пространством окружающим ребенка.
Педагогами созданы все условия для систематической работы по развитию мелкой моторики пальцев рук, что позволяет ребенку быстро наверстывать упущенное в раннем возрасте необходимые периоды для нормального развития. Собран целый спектр игр для развития тактильных ощущений (рецепторов). Это и «мелкие пазлы», «наборы игрушек-малюток», «дидактические наборы для шнуровок и прищепки», мелкие наборы «Лего», конструкторы-универсалы и многое другое. С удовольствием развивают моторику дети и с помощью природных материалов: желудей, грецких орехов, различных видов круп и игрушек из глины и теста, которые лепят сами дети с помощью педагогов. Заметно улучшается речь, обогащается словарь детей, память, внимание, воображение, появляется потребность в самостоятельном решении поставленных воспитателем задач. Ребята создают сложные конструкторские решения из мелкого строительного материала.
Радует педагогов и умения ребят работать с красками, цветными мелками. Наши воспитанники самые активные и результативные в конкурсах рисунков, изготовлении аппликаций, коллажей, поделок из бумаги на занятиях по конструированию. Не раз участвовали в городских, районных и Республиканских конкурсах, занимали призовые места.
Интегрированные занятия, которые стали привычной практикой работы позволяют всесторонне изучить тему, предмет, явления, получить более углубленное представление и воспроизвести его в рисунке, аппликации, другой технике для наглядного обозрения. Важно, что результаты работ воспитанников постоянно выставляются, оцениваются и стимулируются педагогами. Это дает толчок для дальнейшего раскрытия талантов и возможностей воспитанников.
Благодатным периодом для сенсорного развития и положительным эмоциональным обогащением стала весна. Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому – по такому принципу составлены и разработаны занятия проекта, основанные на интегрированном подходе
Каждый квартал обновляли материал в уголке природы, отмечали ежедневные наблюдения за погодой, разучивали стихотворения о временах года, песни, наблюдали появление первых цветов и прилет птиц, все впечатления и положительные эмоции от непосредственного общения с природой и животным миром, которые получают детки, мы наблюдаем в детских рисунках и поделках из природных материалов, пластилина и соленого теста.
Мы считаем, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием, такие занятия не только интересны но, прежде всего дети получают новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.
Работая по разделам проекта по ориентировке в пространстве, изучая формы, материалы, выполняя ежедневные пальчиковые упражнения, занимаясь психокоррекцией и психогимнастикой, добавляя музыку, усиливая цвет, запахи, тактильные ощущения, положительные эмоции – происходит изменения личности, наполняется красотой и гармонией душа ребенка. Знакомясь с социальной инфраструктурой города, общаясь с людьми, наши дошкольники моделируют свое будущее, закрепляют позитивные жизненные установки, что ведет к достижению в короткие сроки пребывания действительно высоких результатов. Дошкольники стали более открытыми и любознательными, разносторонне развитыми, готовыми к новым творческим задачам и покорению различных высот. А значит, проект «Мир прекрасен. Почувствуй этот мир» достиг поставленной цели.