Приложение МААМ

Консультация «Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников»

Авинова Елена
Консультация «Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Способность»- одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «… сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.

Публикация «Консультация „Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах

В педагогическом словаре (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, 2000г.) указывается: «Способности- индивидуально- психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности».

Творчество представляет собой деятельность, порождающую новое, никогда ранее не бывшее. Творчество- это проявление личного начала человека, в какой- либо деятельности.

В 60-70-х годах и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно- творческих способностей занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова (лепка, ряд исследователей под руководством Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева- в области рисунка. Исследовались детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Термин «художественно- творческие способности» используется авторами в контексте раскрытия этих вопросов. Специально ни содержание, ни структура художественно-творческих способностей ими не определяются. Но на основе анализа проводимых исследований можно выделить ряд свойств, качеств, без которых невозможно создание художественно- выразительного образа и которые, следовательно, можно отнести к категории «способности к изобразительной деятельности», а именно к художественно- творческим способностям.

Эти способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности. Нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира- высший уровень развития этой способности.

1. Способность образного видения окружающего (умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта, воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т. п.). Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира- высший уровень развития этой способности.

2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.

3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.

4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, искренне, правдиво непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным действительностью.

Выделенные выше художественно- творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий. При всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности. Среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно- творческому выражению (художественно- творческие способности).

Художественно- творческие способности- это способности к отражению объектов и явлений окружающего мира, собственных впечатлений, эмоций, переживаний в художественно- образной форме.

Показатели художественно- творческих способностей в детском рисунке (выделены Лепской) :

1)самостоятельность, оригинальность замысла ( Личные качества: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память);

2)эмоциональность (эмоциональная отзывчивость на жизненные явления, отношение к изображаемому);

3)динамичность (уровень развития фантазии и воображения. Статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков);

4)выразительность (использование средств художественной выразительности для создания художественного образа)

5)графичность (осознанное использование графических приемов).

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков карандашом на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

На обратной стороне дети по мере выполнения рисунков пишут номер рисунка, свое имя и отвечают на вопрос «о чем этот рисунок» (содержание).

Инструкция для детей:

«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

Результаты анализа детских работ заносятся в таблицу, где отражаются оригинальность, динамичность, эмоциональность, выразительность, графичность.

Основанием дифференциации и индивидуализации развития художественных способностей, являются также два вида воображения- «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к трем годам.

Дети с «эмоциональным» воображением цветом выражают свое отношение к рисунку, не задумываясь о реалистичной цветовой характеристике образа (корова может быть красной, действуют более беспорядочно и нуждаются в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращаются за помощью, более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности.

Дети с «познавательным» воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. - работа по формированию творческих замыслов у дошкольников;

-индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла;

-стимулирование смелости, чувства уверенности в себе, сосредоточенных на своих переживаниях;

-стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, направлять на более четкое планирование содержания способов, последовательности воплощения.

Публикации по теме:

«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная.

«Индивидуальный подход в воспитании положительных черт характера дошкольников» Основные черты характера детей начинают складываться довольно рано, уже в двух - трехлетием возрасте. Так, общительность или застенчивость,.

Дифференцированный подход к детям с проблемами в поведении Сегодня, к сожалению, всё большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Маленькие.

Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ. Психофизиологические особенности воспитанников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного.

Индивидуально-дифференцированный подход в организации занятий по плаванию. Индивидуально-дифференцированный подход в организации занятий по плаванию. Инструктор по физической культуре (бассейн) Росланова М. М..

Консультация для воспитателей «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек» Анализ лицензированных программ показал,что дифференцированный подход к воспитанию мальчикам и девочкам прослеживается. Первичная половая.

Опыт работы по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства Коллеги! Хочу представить вам опыт работы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного.

Парциальная образовательная программа по развитию у дошкольников художественно-творческих способностей «Волшебные рисунки» Проект Парциальной образовательной Программы «Волшебные рисунки» Муниципального Бюджетного дошкольного образовательного Учреждения «Синеглазка».

Планирование работы по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей Планирование работы по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей на --- учебный год. Воспитатель: Полещук.

Развитие художественно-творческих способностей воспитанников «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников»
Опубликовано: 6 августа 2015 в 14:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Авинова Елена (УИ 198272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД