Маргарита Будкина
Индивидуальный подход на физкультуре
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку. У мальчиков стремились сформировать комплекс мужских характеристик – смелость, волю, силу духа, готовность защищать. У девочек – нежность, женственность, целомудрие, трудолюбие, то, что соответствовало природным задаткам. Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения. Современные исследования показали, что женщину в девочке, как и мужчину в мальчике нужно формировать с дошкольного возраста. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Публикация «Индивидуальный подход на физкультуре» размещена в разделах
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Ученые О. Недригайлова, Ц. Какабадзе, В. Урицкая, Н. Шишниашвили, И. Попов пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания. Ученые С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой, обручами. Обычно дети с удовольствием выполняют те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, а девочки начинают повторять упражнения из «школы мяча». Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. При ходьбе по гимнастической скамейке девочки выполняют повороты, могут пройти гимнастическим шагом, тем самым показывая свою красивую осанку, грациозность и получая от этого удовольствие, а мальчики лучше побегают, начнут выполнять прыжки с гимнастической скамейки.
Наблюдая за дошкольниками, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОО условий для индивидуализации дошкольников. Ведь от того, как мы, взрослые, будем воспитывать наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить напрямую зависит от того, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей. В комплексе воспитательно - образовательной работы и оздоровительных мероприятий, осуществляемых дошкольным учреждением, физическое воспитание занимает одно из ведущих мест. В физическом развитии создаются условия для достаточной двигательной активности детей с акцентом на индивидуализацию. Учет индивидуальных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Такие формы работы по физическому развитию в ДОО, как физкультурные занятия игрового, сюжетного, тренировочного типа, а также занятия, основанные на сказках, утренняя гимнастика, проводятся с учётом индивидуальных особенностей дошкольников. Структура занятий утренней гимнастики обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Для мальчиков – это упражнения на развитие физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – на развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на подгруппы на время проведения, как физкультурного занятия, так и утренней гимнастики. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, и в процессе специально организованной деятельности у них развиваются физические качества. В своей работе мы используем следующие методические приемы для учета индивидуализации (мальчиков и девочек) дошкольников:
1. Упражнения подбираются только для мальчиков и только для девочек.
2. Упражнения выполняются детьми с разной дозировкой.
3. Время выполнения упражнений разное для мальчиков и для девочек.
4. Подбор физкультурного оборудования для выполнения ОРУ различен.
5. Повтор упражнений, использование вспомогательного оборудования различны для мальчиков и для девочек.
6. Распределение ролей в подвижных играх.
7. Требования к качеству выполнения упражнений различны (от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
8. При желании детей оказать помощь в расстановке и уборки снарядов девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – более тяжелое оборудование.
9. Оценка деятельности различна для мальчиков и для девочек (для мальчиков слово «молодец», «сильный», «смелый», «выносливый» эмоционально значимо, а для девочек подбираем слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты была похожа на балерину», «У тебя красивая осанка»).
10. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Инструктор по физической культуре работает в тесном контакте с медицинской сестрой ДОО, которая даёт информацию о группе здоровья каждого поступившего ребёнка в детский сад. Эта работа даёт возможность распределить группу детей по индивидуальным особенностям. Ведь не каждый ребёнок, будь он мальчиком, может выполнять задания на развитие силы, и не каждая девочка может выполнять упражнения на развитие гибкости по каким либо медицинским индивидуальным показаниям. Для таких детей инструктор по физической культуре подбирает специальные упражнения с меньшей дозировкой, с наименьшим темпом выполнения заданий, а медицинская сестра проводит хронометраж двигательной деятельности (физкультурного занятия или утренней гимнастики).
Учет индивидуальных особенностей дошкольников позволяет педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек, не нарушая ход становления личности, заложенный природой, и не причиняя вред своему здоровью. Наша работа по созданию в ДОУ условий, способствующих индивидуализации, приносит положительные результаты. Повышается уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и растёт их творческий потенциал. Родители воспитанников приобретают знания об особенностях физического воспитания детей. У дошкольников расширяется кругозор, увеличивается объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Значительно возрастает культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Работа в нашем ДОО по индивидуальному подходу к каждому ребёнку будет продолжаться в дальнейшем. Потому что мы, педагоги и родители, видим положительную динамику от проделанной нами работы.