Ирина Щепетинникова
Индивидуальный подход к детям в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – основной вид деятельности ребенка, потребность растущего организма. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».
Публикация «Индивидуальный подход к детям в игровой деятельности» размещена в разделах
Игра доставляет детям радость. В игре дети приобретают навыки поведения: умения взаимодействовать с другими детьми, вступать с ними в различные отношения, считаться с интересами своих партнеров по игре. Именно в игре воспитываются такие качества как коллективизм, честность, скромность, гуманность.
Настольные, спортивные игры (шашки, шахматы) помогают воспитывать внимание, усидчивость, что очень важно для сильно возбудимых детей.
В подвижных играх выявляются выдержка, внимание, умение подчиняться правилам игры.
Дидактические игры позволяют выяснить степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалку, наблюдательность, решительность.
Наблюдения за игровой деятельностью детей позволили мне выделить три типа детей, которые по-разному ведут себя в игре и требуют разного подхода.
Одни активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, включаются в неё и стремятся взять на себя активную роль. Но часто эти воспитанники не обращают внимания на других. Для таких детей наиболее трудными оказываются игры с правилами: дождаться своей очереди, не двигаться до сигнала. Выполнение этих правил полезно для них.
Другие более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры, держатся напряжённо, без интереса наблюдают за действиями других детей. Наблюдая за игрой и принимая в ней пассивное участие, они постепенно заражаются интересом к игре, а затем и сами проявляют инициативу.
Третьи вялы, пассивны, отстают в развитии. Такие дети не понимают суть игры, даже при многократном повторении. Они нуждаются в личном контакте с взрослым. Индивидуальные занятия необходимы для их нормального психического и личностного развития.
Разные дети требуют разного подхода. В игровой деятельности заложены большие возможности для индивидуального воздействия на детей. Наблюдая за детьми, выявляю отношение их к игре, характер участия в различных играх. Коллективные игры помогают детям действовать сообща, по принципу «Все - за одного, один – за всех». Некоторые дети не проявляют интереса к игре. Они наблюдают со стороны за играющими, но сами в игру не включаются. Отдельные дети равнодушны к коллективной игре, но увлекаются бессмысленной беготней, кто-то предпочитает спокойные игры в одиночестве, что должно тревожить воспитателя, т. к. это впоследствии скажется на всестороннем развитии ребенка.
Многие дети любят играть с конструкторами, любят строить сооружения. Наблюдения за детьми, умелое руководство их игрой позволяет вовлечь всех детей в игру творческую, созидательную.
Игры, которые включают в себя элементы соревнования на скорость, помогают заметить медлительных детей, а так же тех, которые всегда хотят быть ведущими. Таких детей приучать строго следовать правилам игры, соблюдать очередность в ведущих ролях. Большого внимания к себе требуют дети с плохой координацией движений, а так же – чрезмерно подвижные.
Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть дети, умеющие хорошо строить, украшать постройки. В общей игре можно найти каждому дело.
В сюжетно-ролевых играх обязательно выделяется группа организаторов. Это активные, развитые дети. Очень важен индивидуальный подход к старшим детям при распределении ролей в игре. Необходимо предоставлять возможность всем детям попробовать свои силы в различных ролях, убеждая детей, что все у них получится, и они справятся со своими обязанностями в игре.
В разновозрастной группе особого внимания требуют игры маленьких детей, ведь от этого зависит развитие игры в более старшем возрасте. На начальном этапе используют совместное с ребенком выполнение игрового действия («Давай покормим вместе»). Вместе с малышами важно наблюдать, как играют старшие дети, рассказывать, в какую игру они играют, какие выполняют роли, что делают. Малыши наблюдают за игрой, и у них появляется желание принять участие в игре.
Осуществляя руководство играми детей в разновозрастной группе, необходимо учитывать, что у детей разного возраста разные умения в налаживании игровых действий и упражнений. Кроме того, на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, что необходимо учитывать при проведении игр.
В разновозрастной группе игры могут быть и интересными, и содержательными. Ведь общение детей разного возраста несет в себе много положительного. Особенно выигрывают младшие дети. Совместные игры детей разного возраста проходят организованнее. Дети постарше, хорошо зная игру, стараются помочь малышам, научить их тому, что сами умеют. В разновозрастной группе младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется своя роль. Например, старшие дети устраивают для маленьких кукольный театр, или строят поезд и везут всех желающих к морю, а малыши с радостью становятся пассажирами. В таких играх «большие» дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших братьев и сестер.
При осуществлении задач воспитания в игре важно знать взаимоотношения детей разного возраста и положение, которое занимает ребенок в коллективных играх. Если этому не уделять внимание, старшие дети начинают недоброжелательно относиться к младшим, не считаются с их интересами. Дети не хотят принимать в свои игры малыше, потому что те мало знают, не умеют интересно играть или плохо строят. Всегда следует поощрять желание старших детей играть с младшими, но никогда не вменять им это в повседневную обязанность, помня, что старшие дети выступают в роли взрослого, играют с малышом для малыша: свои же игровые интересы они могут проявить в полном объеме только в игре со сверстниками.
Руководя жизнью детей и их самостоятельной игровой деятельностью, от воспитателя требуется педагогический такт, уважение к личности ребенка, тогда будет возможность увидеть, понять и учесть индивидуальные особенности детей, а значит, и помочь им.
Внимания к себе требуют не только застенчивые дети, но и дети активные, с организаторскими способностями. Нужно постараться косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, в которых они могли бы проявить свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские способности, стремиться к достижению цели.
В течение дня есть такие переходные моменты, когда нужно собраться вместе, успокоиться – к примеру, после свободной игры и уборки, перед сказкой, после прогулки и т. п. В таких случаях можно использовать небольшие игры: пальчиковые, жестовые, звуковые, на развитие координации речи и движения и т. п. по изучаемым лексическим темам. И здесь старшие дети могут взять на себя роль ведущего. Эти игры интересны всем детям, независимо от возраста. В такой игре для каждого ребенка есть что-то привлекательное: для старших – ритм и содержание, для малышей – разнообразные движения, они воспринимают их как сказки.