МААМ-картинки

Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников

Юлия Мазур
Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение для семинара-практикума для педагогов на тему «Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с использованием игр-головоломок как средством развития интеллектуального развития дошкольников.

Слайд 2.

Публикация «Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах

Уважаемые педагоги, игры-головоломки имеют важнейшее значение для интеллектуального развития ребёнка. Активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т. д.

Что такое головоломка?

Головоломка - лучшая развивающая игрушка в мире. Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» и означает, как несложно догадаться, решить трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно немало подумать, применить логику и сообразительность.

Любая головоломка, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Головоломка, которая попадает в руки человеку, вызывает много положительных чувств и эмоций. Головоломка - идеальный тренажер для ума, развития логического и пространственного мышления, воображения, внимания и зрительной памяти, аккуратности и точности. Головоломки очень полезны детям, ведь их мозг только формируется, в нем еще нет стереотипов, вот, почему многие головоломки поддаются детям очень легко.

Слайд 3.

Классификация игр-головоломок:

Слайд 4.

Головоломки, направленные на решение конструктивных задач:

-Игры на составление объёмных фигур из кубиков («Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др.)

-Игры «шнурковые», целью которых является: составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;

-«Проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя её форму.

Слайд 5.

Головоломки, направленные на решение геометрических задач:

-Игры с палочками (спичками, полосками) задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие.

-Игры на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.).

Слайд 6.

Игры комбинаторного характера стратегические:

-Шашки и шахматы.

-Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки : «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Уголки», «Поддавки» и др.

Слайд 7.

Головоломки с символами, буквами, словами:

графические или словесные игры на развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и др. (лабиринты, судоку, кроссворды, ребусы, метаграммы и др.)

Особое внимание хочется уделить головоломкам, направленным на составление плоскостных фигур из готовых наборов.

Слайд 8.

Начинать стоит не раньше 4 лет (средний дошкольный возраст) :

- с самой простой головоломки «Пифагор».

В набор «Пифагор» входят 2 квадрата (большой и маленький, 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, и 1 параллелограмм. Простой вариант игры—это создание силуэтного изображения путём последовательного укладывания деталей на разделенный образец. Тем же способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь неразделенным образцом.

Слайд 9.

Старший дошкольный возраст 5-6 лет :

- «Танграм»

Это древняя китайская игра - квадрат, разделённый на 7 геометрических фигур.

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу.

- «Монгольская игра»

Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.

- «Листик»

Игра напоминает схематическое изображение сердца или форму листа сирени, состоит из 9 элементов. Дошкольник может создавать силуэт не только по образцу, но и придумывать собственные.

Слайд 10.

- «Колумбово яйцо»

Игра состоит из 10 фигур: четыре треугольника (2 больших и 2 маленьких); 2 фигуры, похожие на трапецию, с закруглённой одной стороной; 2 больших и 2 маленьких фигуры, похожие на треугольник, с закруглённой стороной. Округлость фигур располагает к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных.

- «Волшебный круг»

Детали игры получаются в результате деления круга на 10 частей. Игра даёт возможность создавать силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб, предметов обихода и т. д.

- «Вьетнамская игра»

Элементы игры можно получить, разрезав круг на 7 частей. Все элементы игры имеют обтекаемые контуры.

Слайд 11.

Подготовительная к школе группа 6-7 лет:

- головоломки старшей группы

- «Архимедова игра» (стомахион) – одна из самых древних головоломок. Архимедова игра довольно сложна и предполагает некоторый опыт пространственного конструирования. Вместе с тем, эта игра – старинный способ подготовки к изучению геометрии. Элементы игры получаются путём произвольного деления прямоугольника на 14 частей.

Слайд 12.

- «Пентамино»

Игра «Пентамино» заключается в складывании различных фигур из заданного набора. Набор пентамино содержит 12 фигурок, каждая из которых составлена из пяти («пента» по-гречески означает «пять») одинаковых квадратов, причем квадраты соседствуют только сторонами. Составлять силуэты этой игры достаточно сложно, поэтому необходимо вместе с ребёнком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т. п.

- «Гексамино»

12 элементов, каждый из которых состоит из шести равносторонних треугольников.

Предложенные игры следует осваивать с детьми последовательно. По мере накопления умений в процессе одной игры можно переходить к другой. Таким образом, каждая игра – это этап подготовки освоения следующей, более сложной игры. Со временем можно предоставить ребенку возможность самому выбирать игру по желанию.

Далее педагогам предлагаются наборы «Пифагор», «Танграм», «Колумбово яйцо» и схемы. Сначала требуется составить фигуру по образцу без разделения, а далее без разделения по уменьшенной копии.

Слайд 13. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников» Жизнь не стоит на месте, современные блага цивилизации значительно облегчают нашу жизнь. Теперь посуду моет посудомоечная машина, бельё.

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольниковЛогико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников Дошкoльное детство – это период интенсивного развития психических процессов. Oдним из наиболее важных процессов является мышление. Основными.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников
Опубликовано: 2 октября 2023 в 09:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Мазур (УИ 379683) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД