Юлия Мазур
Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение для семинара-практикума для педагогов на тему «Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с использованием игр-головоломок как средством развития интеллектуального развития дошкольников.
Слайд 2.
Публикация «Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Головоломки для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Уважаемые педагоги, игры-головоломки имеют важнейшее значение для интеллектуального развития ребёнка. Активизируются разнообразные умственные процессы, требующие от детей внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения и т. д.
Что такое головоломка?
Головоломка - лучшая развивающая игрушка в мире. Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» и означает, как несложно догадаться, решить трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно немало подумать, применить логику и сообразительность.
Любая головоломка, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Головоломка, которая попадает в руки человеку, вызывает много положительных чувств и эмоций. Головоломка - идеальный тренажер для ума, развития логического и пространственного мышления, воображения, внимания и зрительной памяти, аккуратности и точности. Головоломки очень полезны детям, ведь их мозг только формируется, в нем еще нет стереотипов, вот, почему многие головоломки поддаются детям очень легко.
Слайд 3.
Классификация игр-головоломок:
Слайд 4.
Головоломки, направленные на решение конструктивных задач:
-Игры на составление объёмных фигур из кубиков («Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др.)
-Игры «шнурковые», целью которых является: составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;
-«Проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя её форму.
Слайд 5.
Головоломки, направленные на решение геометрических задач:
-Игры с палочками (спичками, полосками) задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие.
-Игры на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.).
Слайд 6.
Игры комбинаторного характера стратегические:
-Шашки и шахматы.
-Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки : «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Уголки», «Поддавки» и др.
Слайд 7.
Головоломки с символами, буквами, словами:
графические или словесные игры на развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и др. (лабиринты, судоку, кроссворды, ребусы, метаграммы и др.)
Особое внимание хочется уделить головоломкам, направленным на составление плоскостных фигур из готовых наборов.
Слайд 8.
Начинать стоит не раньше 4 лет (средний дошкольный возраст) :
- с самой простой головоломки «Пифагор».
В набор «Пифагор» входят 2 квадрата (большой и маленький, 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, и 1 параллелограмм. Простой вариант игры—это создание силуэтного изображения путём последовательного укладывания деталей на разделенный образец. Тем же способом можно получать силуэтные изображения, пользуясь неразделенным образцом.
Слайд 9.
Старший дошкольный возраст 5-6 лет :
- «Танграм»
Это древняя китайская игра - квадрат, разделённый на 7 геометрических фигур.
Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу.
- «Монгольская игра»
Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.
- «Листик»
Игра напоминает схематическое изображение сердца или форму листа сирени, состоит из 9 элементов. Дошкольник может создавать силуэт не только по образцу, но и придумывать собственные.
Слайд 10.
- «Колумбово яйцо»
Игра состоит из 10 фигур: четыре треугольника (2 больших и 2 маленьких); 2 фигуры, похожие на трапецию, с закруглённой одной стороной; 2 больших и 2 маленьких фигуры, похожие на треугольник, с закруглённой стороной. Округлость фигур располагает к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных.
- «Волшебный круг»
Детали игры получаются в результате деления круга на 10 частей. Игра даёт возможность создавать силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб, предметов обихода и т. д.
- «Вьетнамская игра»
Элементы игры можно получить, разрезав круг на 7 частей. Все элементы игры имеют обтекаемые контуры.
Слайд 11.
Подготовительная к школе группа 6-7 лет:
- головоломки старшей группы
- «Архимедова игра» (стомахион) – одна из самых древних головоломок. Архимедова игра довольно сложна и предполагает некоторый опыт пространственного конструирования. Вместе с тем, эта игра – старинный способ подготовки к изучению геометрии. Элементы игры получаются путём произвольного деления прямоугольника на 14 частей.
Слайд 12.
- «Пентамино»
Игра «Пентамино» заключается в складывании различных фигур из заданного набора. Набор пентамино содержит 12 фигурок, каждая из которых составлена из пяти («пента» по-гречески означает «пять») одинаковых квадратов, причем квадраты соседствуют только сторонами. Составлять силуэты этой игры достаточно сложно, поэтому необходимо вместе с ребёнком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т. п.
- «Гексамино»
12 элементов, каждый из которых состоит из шести равносторонних треугольников.
Предложенные игры следует осваивать с детьми последовательно. По мере накопления умений в процессе одной игры можно переходить к другой. Таким образом, каждая игра – это этап подготовки освоения следующей, более сложной игры. Со временем можно предоставить ребенку возможность самому выбирать игру по желанию.
Далее педагогам предлагаются наборы «Пифагор», «Танграм», «Колумбово яйцо» и схемы. Сначала требуется составить фигуру по образцу без разделения, а далее без разделения по уменьшенной копии.
Слайд 13. Спасибо за внимание!