Надежда Бородулина
Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкoльное детство – это период интенсивного развития психических процессов. Oдним из наиболее важных процессов является мышление. Основными видами мышления у детей дошкольного возраста являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. А логическое мышление формируется на основе образного мышления.
Публикация «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как известно математика, способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, можно использовать разнообразие развивающих игр с математическим содержанием.
Одним из самых привлекательных для детей занятий является игра. Приобрести новые знания, умения, навыки, развить свои способности ребёнок может только тогда, когда играет.
Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи. А это детям интересно потому, что они любят играть. В этом процессе важна роль взрослого - поддерживать интерес детей.
Наша задача: – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка;
-развить интеллектуальные и личностные качества, предпосылки к учебной деятельности, а главное развить твoрческую активность.
Логико-математические игры можно разделить на три группы:
- развлекательные игры: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Кoлумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино»;
- логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
- обучающие упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Неверoятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт». Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операции.
В своей работе на формирование логического мышления, я использую игры:
Игры со счетными палочками
Известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной форме познакомить детей с геометрическими формами.
Задачи на построение простых фигур:
Например, построить треугольник из 3 палочек.
-Задачи на построение сложных фигур (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
-Задачи на преобразование фигур, для решения которых надо убрать, добавить, переложить указанное количество палочек.
Переложите две палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону
Переложите три спички так, чтобы рыбка поплыла в обратном направлении.
Игра: «Составь по образцу»
Цель: развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Задачки-шутки.
Цель: Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
Например: Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2,4, 6)
За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
Игра: «Собери животных» (по образцу)
Игра: «Пентамино» всего 12 фигур
Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление.
Игра: «Продолжи ряд» на систематизацию
Цель: продолжать ряды геометрических фигур по образцу; закреплять знания геометрических фигур, цвет.
Игра: «Зеленые поляны»
Цель: развивать логическое и пространственное мышление, наблюдательность, воображение и мелкую моторику.
Игра: «Сложи Квадрат» В. П. Никитина
Цель: способствует развитию восприятию формы.
Игра: «Составь квадрат» только из треугольников
Цель: способствует развитию восприятию формы, цвета; учит находить связь между частью и целым, развивает образное мышление.
Игра: «Колумбово яйцо»
Цель: развивает оперативное мышление у детей; поисковое, наглядное воображение, познавательную, творческую деятельность, память, познавательный интерес, творческую активность
Игра: «Танграм»
Цель: способствует развитию воображения, внимания, восприятию цветов и форм
Игра: "Листик"
Цель: способствует развитию пространственного мышления, развития воображения и комбинаторских способностей.
Логико-математические игры развивают у детей:
• логическое мышление;
• творческие способности (умение решать нестандартные задачи);
• глазомер;
• умение достраивать до целого;
• цветовое восприятие;
• умение сосредотачиваться;
• формирует эталон формы квадрата;
• дает представление о геометрических формах: четырехугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм.
Перспективность работы с логико-математическими играми и головоломками – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной подготовки к школе.
Дети освоившие навыки и приемы логического мышления:
-внимательны;
-четко мыслят и рассуждают;
-обладают хорошей памятью;
-мыслят неординарно и находят нестандартные способы решения задач;
-легко справляются с дополнительными нагрузками;
-решают логические задачи разной сложности.