Людмила Балуева
Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ель мастер – класса : презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации парциальной модульной программы «STEM-образование» по образовательному модулю «LEGO – конструирование».
Задачи:
- распространение педагогического опыта;
- повышение педагогического мастерства по использованию конструктора lego;
Публикация «Мастер-класс „Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Лего. Дидактические игры с использованием LEGO
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
-Оснащение: демонстрационный материал - дидактические игры, конструктор LEGO DUPLO.
Актуальность. Lego – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Lego позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. Вообще понятие «интеллект» тесно связано с понятием «способности». Способности в общем виде — это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
При всем многообразии толкования термина «интеллектуальные способности» (Г. Гарднер, М. А. Холодная) наиболее распространенным является понятие «способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем». [3,6]
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника. Так как именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Дети познают мир через игру. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. [5.4]Один из способов развития интеллектуального развития ребёнка — это развивающие игры. Необходимо ежедневное включение развивающих игр в разные виды детской деятельности. Использование конструктора Lego в дидактических играх помогает выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением, развивать мелкую моторику рук, стимулируя речевое развитие и умственные способности ребёнка. [6] Отмечая каждое достижение ребенка тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Практическая часть мастер-класса.
В нашем детском саду успешно реализуется парциальная модульная программа «STEM-образование для детей дошкольного возраста» Модуль с которым я Вас познакомлю называется «LEGO- конструирование». В работе данного модуля используются такие игровые наборы, как «STEAM PARK», «Мои первые истории», «Люди мира», «Дикие животные».
Реализуя данный модуль, я написала и реализовала педагогический проект на тему «Дидактические игры с использованием LEGO конструктора для интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Цель проекта заключалась в создание дидактических игр с использованием конструктора LEGO для развития высших психических функций воспитанников с 5 до 7 лет.
Задачи проекта:
- создать систему работу с дидактическими играми для развития высших психических функций детей в соответствии с возрастными особенностями;
- организовать конструктивно-игровую деятельность, направленную на развитие интеллектуальных способностей ребёнка;
- расширить компетентность родителей о развивающих играх для ребёнка дошкольного возраста с использованием конструктора Lego;
- продолжить работу по реализации образовательного модуля «LEGO – конструирование» в модульной программе «STEM – образование для детей дошкольного возраста»
Участниками проекта являлись дети, родители (законные представители) и воспитатели.
В работе над проектом с воспитанниками я использовала такую форму работы, как индивидуальные игры и обучающие мастер –классы «Научился сам –научи других». Так внося в игровую среду группы новую игру дети сами могли научить других детей правилам игры и контролировать её ход. Для родителей (законных представителей) проводились индивидуальные консультации, подготовлены памятки и брошюры на тему «Варианты игр с использованием LEGO для интеллектуального развития ребенка - дошкольника» и «Как можно поиграть с ребёнком дома используя конструктор». Педагогам были даны консультации, как можно использовать Lego- конструктор в непосредственно-образовательной деятельности и в упражнениях на закрепление пройденного материала, в индивидуальных занятиях с детьми. Создана система работы с дидактическими играми для развития интеллектуального развития детей в соответствии с возрастными особенностями игры создавались на усложнение.
Дидактическая игра «Волшебный ковер» цель которой соотносить форму и цвет lego констуктора с изображением на готовых карточках.
Дидактическая игра «Волшебный узор» цель данной игры это составление разнообразных симметричных узоров и на усложнение нужно соотнести количество кубиков с цифрой
Дидактическая игра «Судоку» для развития логического мышления (разные виды сложности)
Дидактическая игра «Фантазия» цель данной игры на соотношение число кубиков с цифрой.
Дидактическая игра «Числовые домики» на закрепление состава числа
Дидактическая игра «3Д-модел» направлена на развитие пространственного мышления
Дидактическая игра «Ходики» в этой игре дети закрепляют умение решать простые примеры на вычитание и сложение.
Список источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155
2. Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Росси и от 28 февраля 2014 года № 08- 249
3. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (одобрено на заседании ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ» РАО (протокол № 7 от 29.09.2017 г.)
4. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –М., Академия, 2002. — 192 с.
5. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развития внимания и воображения дошкольников. – Я., Академия, 1998. – 288 с.
6. https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/07/25/did_igry_lego.docx