Клименко Евгения
Детская игра как средство социализации детей дошкольного возраста
ДЕТСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е. Н. Клименко,
воспитатель
МБДОУ «ДС №369 г. Челябинска»
Игра- это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.
А. М. Горький.
Публикация «Детская игра как средство социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой, папой и близкими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими детьми, позже в детском саду и продолжается в школе. Этот процесс непрерывен и сопровождает детей и взрослых всю жизнь. Сегодня мне хотелось бы остановиться на вопросе, касающемся социализации детей через игровую деятельность.
Социальное развитие является одной из актуальных проблем развития подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте происходит становление человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде. Социальное развитие ребёнка заключается в процессах социализации и индивидуализации, происходит погружение ребёнка и в предметный мир и в социальное пространство отношений через общение с близкими, окружающими людьми и сверстниками [1, с. 477]. Особое внимание при этом уделяется тем этапам развития ребёнка, в период которых закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит социальное становление ребёнка.
Учитывая, что дошкольное детство важный и ответственный период в развитии ребёнка, период первоначального появления личностных преобразований, период освоения первичных представлений о себе, о мире, об отношениях в нем, мы стремились выяснить, какую роль в социализации ребёнка играет игра.
Известный учёный, исследователь детской игры Л. С. Выготский, отмечал, что, «. хотя ребёнок создаёт в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие». Психолог А. С. Спиваковская считает, что «Игра – модель реальной жизни…» Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений» [4, с. 150].
В дошкольном возрасте ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Психолог Запорожец З. А. замечает: «Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков».
Игру рассматривают многие учёные и практики как основное средство психического и социального развития. Игра - своеобразный, свойственный ребёнку способ усвоения действительности, общественного опыта. В ходе игры ребёнок учится планировать свои действия, развивается моторика и ручные движения, умственные навыки и воображение[2, с. 63]. В игре идёт процесс «активного проникновения ребёнка в жизнь взрослых людей, их взаимоотношений, в смысл их деятельности и поступков».
Особое место занимают игры, которые создают сами дети, в них воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребёнку занять своё место в обществе.
Однако в последние годы педагоги отмечают, что современные дети мало играют вообще, и в сюжетно-ролевые игры в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей. Ориентируясь на запросы родителей, дошкольные учреждения уделяют основное внимание серьёзной подготовке детей к школе. Нехватка времени в режиме дня, стремление дать детям больше знаний, излишняя заорганизованность приводят к тому, что на игру остаётся совсем мало времени, дети не успевают развить сюжет игры, вжиться в роль. Причём, чем старше дети, тем меньше времени у них остаётся для игры. Игра уходит из жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении.
Не лучше обстоят дела и в семьях воспитанников. Многие родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребёнку. Основными причинами отсутствия игры дома является занятость родителей, увлечение детьми компьютерными играми, телевидением, отсутствие партнёров для игры. Лишение ребё нка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Какие возможности есть у современного педагога для обогащения содержания детской игры : 1. Использование различных методов и приёмов, таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и другие;
2. Целесообразное использование любого свободного времени в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером);
3. Использование индивидуального подхода к каждому ребёнку. При необходимости помогать детям при затруднении в выборе игры, игровых действий.
Таким образом, социализация личности ребёнка в игровой деятельности проходит через обогащение игрового опыта детей. Важным моментом социализации детей дошкольного возраста это тесное взаимодействие родителей и педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Попова А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / А. Д. Попова // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 477-479.
2. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : Учеб. пособие. - М. : Академия, 2008.
3. Токарев А. А. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста / А. А. Токарев, Ж. Р. Аленкина // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 520-523.
4. Калиниченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника / Ю. В. Миклаева. - М. : А-Пресс, 2004. — 236 с.