МААМ-картинки

«Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Ульяна Захарова
«Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Игра – как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста».

Слайд 2 «Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается жизненный поток

представлений, понятий»

В. А. Сухомлинский

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста.

Публикация «„Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре ".

Л. С. Выгодский писал: «Через игровую деятельность и движение ребенок учится, и в этом смысле игра может называться ведущим видом деятельности, так как определяет развитие».

Слайд 3 Никто не сможет поспорить с тем, что в дошкольном возрасте игра, как важнейший вид деятельности ребенка, занимает в его жизни огромнейшую роль.

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Игра учит детей общаться и понимать других людей.

Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С ее помощью создаются условия для всестороннего развития ребенка.

Опыт работы с детьми показывает, что большинство современных детей, не умеет играть.

Причин у этого явления существует несколько. Прежде всего, это родители, которые в силу своей занятости не находят время поиграть с ребенком. Многие родители не считают нужным учить детей играть, они убеждены, что игра может возникнуть сама по себе, но жизнь показывает, что развернутая игра без игрового опыта старших, без специального обучения рождается сама по себе лишь у меньшинства детей.

Отсутствие игровой деятельности у детей дошкольного возраста во многом связано с огромным влиянием на их жизнь телевидения и компьютера. Практически все свое свободное время дети сидят в планшетах, телефонах, перед экраном телевизора. Времени на игру в домашних условиях не остается.

Так же для большинства родителей является более важным и полезным раннее обучение своих детей. Значение образовательных достижений и приоритет обучающих занятий всё более вытесняет игру из их жизни.

Они не задумываются о том, что игра занимает очень важное, если не сказать центральное, место в жизни их детей, являясь преобладающим видом их самостоятельной деятельности.

Поэтому родителям рекомендуется как можно больше играть с детьми дома, как можно меньше сидеть у компьютера или телевизора.

Именно в процессе игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. В этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Актуальность данной темы заключается в том, что именно в игре формируются все стороны личности ребенка, происходит развитие всех познавательных психических процессов. Этим объясняются огромные воспитательные и обучающие возможности игры.

Слайд 4 Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой деятельности.

Под познавательной активностью следует понимать самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и обусловленную необходимостью решить задачи, стоящие перед ним в конкретных жизненных ситуациях.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка узнавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними взаимосвязи.

Слайд 5 Познавательная активность дошкольника формируется и развивается в игровой деятельности.

Слайд 6 В процессе игровой деятельности развиваются следующие познавательные психические процессы: восприятие, внимание, воображение, речь, память, любознательность, мышление, умственные способности и закладываются первичные интеллектуальные умения и навыки.

Слайд 7 Целью игровой деятельности дошкольников является – формирование культурной, творческой, социально-активной личности.

В задачи входит:

- развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;

- развитие речи;

- закрепление навыков ведения диалога;

- развитие умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;

- развитие творческих способностей;

- развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

- развитие познавательных способностей;

- развитие умственных способностей;

- социально-нравственное развитие.

Слайд 8 Все игры можно разделить на две большие группы:

- творческие - создаются самими детьми под руководством воспитателя;

- игры с правилами - созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила.

В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.

Слайд 9 Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические.

Игры творческие в свою очередь классифицируются на: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Подвижные делятся на игры малой, средней и большой подвижности.

Дидактические включают в себя игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Слайд 10 Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка.

В режиссёрской игре речь – главный компонент. В такой игре ребёнок говорит за каждого персонажа. Ему не надо ни под кого подстраиваться, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет свое творчество и знания. Благодаря режиссерской игре дети самореализуются, у них активизируется речь, воображение, мышление, проявляется самостоятельность, артистические способности.

Слайд 11 Сюжетно-ролевые игры - это игры, в которых дети берут на себя роли взрослых людей. Такие игры не требую от ребенка реального, ощутимого продукта, в них все условно, "как - будто", "понарошку". Ребенок может забивать игрушечным молотком воображаемый гвоздь, может быть "врачом" и лечить больных кукол, "зверюшек" и т. д. Большинство сюжетно-ролевых игр отражают труд взрослых, благодаря чему дети знакомятся с различными профессиями, воспитывается уважение к любому труду, полезному для общества. Такие игры способствуют обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение, развитию речи, а так же нравственному воспитанию ребенка.

Предлагаю вашему вниманию сюжетно-ролевые игры на примере своей группы. Для каждого вида игр собрана картотека и создана игровая среда.

Слайд 12 "Семья"

Играя с детьми в сюжетно-ролевую игру «Семья» мы стараемся развить у детей игровые умения по данному сюжету; закрепить представления детей о семье, о членах семьи (мама, папа, сын, дочка, бабушка, дедушка и т. д, об обязанностях членов семьи. Учить отражать в игре события реальной жизни (постирать и погладить белье, навести порядок дома, приготовить еду, помыть посуду, собрать дочку на прогулку и т. д, проявлять любовь, уважение и заботиться о членах своей семьи.

Слайд 13 "Повар"

Играя в сюжетно-ролевую игру «Повар» мы знакомим детей с профессией повара. Закрепляем знания о столовых предметах, приборах; названия продуктов; из каких продуктов, что можно приготовить (что нужно, чтобы сварить суп, компот и т. д., знакомим с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом; развиваем внимательность, воспитываем заботливость, ответственность; расширяем словарный запас, развиваем речь: закрепляем понятия «завтрак»,«обед», «ужин», «посуда», «сервировка».

Слайд 14 "Больница"

Знакомим детей с профессией врача; учим тому, как ухаживать за больными, как пользоваться медицинскими инструментами, проигрываем различные действия с детьми (посмотреть горлышко, послушать, поставить градусник, дать лекарство и т. д., расширяем словарный запас (вводим понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура». Воспитываем чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Слайд 15 «Салон красоты»

Закрепляем знания детей о работе парикмахера, знакомим с названиями инструментов, которыми он пользуется (фен, ножницы, щипцы, бигуди и т. д.). Учим вежливо обращаться с клиентом, развиваем речь.

Слайд 16 "Я строитель"

Знакомим детей с профессией строителя. Обращаем внимание на роль техники, облегчающей труд строителей (подъемный кран, экскаватор, бульдозер, учим детей сооружать постройки несложной конструкции, развиваем воображение, воспитываем дружеские взаимоотношения в коллективе, пополняем словарный запас детей: вводим понятия «постройка», «строитель», ««строительный материал», «каменщик», «крановщик», «плотник», «сварщик».

Слайд 17 "Магазин"

Знакомим детей с работой продавца, прививаем элементы навыков социального общения, напоминаем, в какие моменты нужно сказать вежливые слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста». Учим классифицировать товар по общим признакам: продукты питания, игрушки, мебель, обувь и т. д. Развиваем речь, вводя такие понятия как: магазин с продуктами - продуктовый магазин, с мебелью - мебельный, с обувью - обувной, с игрушками - игрушечный и т. д.

Слайд 18 В театрализованной игре, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. В такой игре имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения.

Для детей нашей группы театрализованные игры позволяют улучшить развитие мелкой и средней моторики, активизировать речь, повысить словарный запас, познакомиться с народным фольклором через игру.

Благодаря театрализованным играм дети учатся думать, анализировать, делать определенные выводы; активизируется словарь ребенка, улучшается речь, ее грамматический строй, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонация.

Театрализованная деятельность приобщает к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (формирует у детей такие понятия, как дружба, доброта, честность).

Для проведения таких игр в нашей группе так же создана игровая среда. Подобраны книжный уголок, уголок с разными видами театра и уголок ряжения.

Слайд 19 Читаем сказки, закрепляем знание сказочных героев.

Слайд 20 Знакомим детей с различными видами театра (пальчиковый, кукольный, настольный, би-ба-бо, на варежках и др.) и вместе с детьми инсценируем сказки.

Слайд 21 В основе игр со строительным материалом лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Такие игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения. Обычно они носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Способствуют развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяют знания детей о цвете, форме, величине.

Играя в такие игры, мы учим детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий.

Слайд 22 Характерная их особенность подвижных игр – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка. В таких играх одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, воспитывают такие волевые качества как – выдержка, смелость, решительность, умение справляться с отрицательными эмоциями.

Слайд 23 Для младшего дошкольного возраста применяются игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочерёдных действий (по сигналу воспитателя): «Ловишки», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Птички и птенчики», «У медведя во бору», и др.

Слайд 24 Дидактическая игра представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания и развития ребенка.

Дидактические игры делятся на три группы: игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные.

Слайд 25 Играя с детьми в игры с предметами мы знакомим их со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. Пирамидки, башенки, матрешки и др. собираются в простые и более сложные варианты.

Слайд 26 Настольно-печатные игры – основаны на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино, найди пару и др.) или сложения из частей целого (разрезанные картинки). С помощью таких игр у детей развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, мышление.

Слайд 27 Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Играя в такие игры, мы стараемся, опираясь на имеющиеся у детей представления о предметах, расширять знания о них, рассматривать и учить выделять характерные признаки предметов, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и отличия. Самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи, делать выводы и умозаключения. К таким играм относятся: «Найди отличие», «Скажи наоборот», «Один – много», «Запомни и назови», «Назови одним словом» и др.

Слайд 28 Для детей нашей группы мы сделали большое количество интересных дидактических игр своими руками. Предлагаю их посмотреть на слайдах презентации.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста Тема: «Дидактическая игра, как средство формирования навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста» Дидактические игры — это вид.

Дидактическая игра как эффективное средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка-это получение ребёнком знаний о свойствах предметов: форме, величине, размере, запахе, вкусе и т. д. Виды сенсорных.

Игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом.

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст «Ребенок – это.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.

Развитие познавательной активности и любознательности у детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС Хочу поделиться опытом работы нашего ДОУ по познавательному развитию младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие детей – одно.

Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у старших дошкольников Одним из эффективных путей активизации познавательной активности дошкольников является дидактическая игра. Игру можно назвать восьмым чудом.

Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать, сами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 марта 2018 в 22:48
+75Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Захарова (УИ 1477543) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД