Получи документы

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Анна Безсонова
Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы в рамках технологии проблемного обучения являются инновационными в работе с детьми дошкольного возраста и на наш взгляд весьма эффективными в развитии предпосылок к учебной деятельности. Мы постарались раскрыть вопрос применения заявленной технологии максимально доступно.

Публикация «Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: познание, познавательная активность, технология, проблемное обучение, проблемная ситуация.

Литература:

1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.

2. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы. М. : Знание, 1991. 317с.

3. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М. : «Знание», 1974. 164 с.

4. Лернер И. Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях // Советская педагогика. 1968. №7. С. 52-54.

5. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. : Педагогика, 1972. 281с.

6. Поздняк Л. В. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ // Управление ДОУ. 2006. №5. С. 8. 53

7. Рубинштейн С. А. Основы обшей психологии. СПб: Изд. «Питер». 2000. 712с.

8. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. 56с.

Познавательно-исследовательская деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребёнка дошкольного возраста. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников составная часть совершенствования способов обучения.

Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности, на это указывается в ст. 48 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Нам известно, какие требования выдвигает ФГОС ДО к выпускнику детского сада. Они прописаны в П. 4.6. в виде целевых ориентиров: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

Доказано, что ребенок проявляет познавательную активность с самого рождения, она развивается поэтапно и к 3-м годам принимает вид деятельности, в которой ребенок стремиться овладеть определенными знаниями, помогающими ему в дальнейшем решить задачи, вопросы, проблемные ситуации, возникающие на его пути. Очень важно в период дошкольного детства не отмахнуться от желания ребенка познать окружающий его мир, т. к. именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Современные требования, заложенные в ФГОС ДО, декламируют, что ребенок не может выступать объектом в организации познавательной деятельности. Субъект-субъектные отношения – основной принцип построения образовательного процесса современного ДОУ. В работе педагога ДОУ необходимо учитывать, что, при организации познавательной деятельности, отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии.

Теоретики и практики, определяя необходимое качество для успешного обучения не только в школе, но и на протяжении всей жизни, отдают предпочтение познавательной активности.

Существует несколько понятий познавательной активности :

В педагогическом словаре познавательная активность определяется как деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Галина Ивановна Щукина рассматривает познавательную активность как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.

Алексей Михайлович Матюшкин считает, что ПА – это внутренняя мотивация, пробуждающая ребенка к деятельности.

Анализируя предложенные определения, можно сделать вывод, что ПА – это мотивированная деятельность ученика, направленная на познание окружающего мира.

Для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста, эффективным средством выступает технология проблемного обучения, основателем которой является Джон Дью. Он разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Также этим вопросом занимались отечественные авторы - Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, которые утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Анализируя работы психологов и педагогов по данной теме, можно сделать вывод: проблемное обучение - такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Главная задача педагога на первых шагах внедрения в работу с детьми дошкольного возраста проблемных ситуаций в образовательный процесс – это научить детей находить свое решение. Также существует несколько правил, которые необходимо соблюдать при создании проблемных ситуаций для детей :

1. «Правило золотой середины» - слишком простая и легко решаемая проблема не активизирует критическое мышление, познавательную и исследовательскую активность дошкольника. В то же время непосильное задание снизит интерес детей к поиску его решения и мотивацию к самостоятельной деятельности.

2. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом, а именно дети должны освоить какой-либо программный материал опробовав его.

3. Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышают педагогический эффект «проблемного обучения».

По мнению Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие противоречивых данных порождает процесс мышления, направленный на их «снятие» (С. Л. Рубинштейн. 2000 г).

Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.

Авторы выделяют четыре основных этапа решения проблемной ситуации :

На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию

На 2этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы. Алексей Михайлович Матюшкин - этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения вопросов.

На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности.

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, то есть общих методах, представляющих собой три вида изложения материала педагогом и три вида организации им самостоятельной познавательной деятельности обучающихся :

1. Метод монологического изложения.

Педагог сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает обучающимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.

2. Методы рассуждающего изложения.

Первый вариант - создав проблемную ситуацию, педагог анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант - излагать тему педагог пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма - беседа лекция.

3. Метод диалогического изложения.

Представляет диалог педагога с коллективом обучающихся. Педагог в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью обучающихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности обучающихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Форма - поисковая беседа, рассказ.

4. Метод эвристических заданий.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не педагогом, при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

5. Метод исследовательских заданий.

Организуется педагогом путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ребенок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

6. Метод программированных заданий.

Это метод, при котором обучающиеся, с помощью подготовленных дидактических средств, могут приобретать новые знания и новые действия.

Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение эффективнее всего отдавать предпочтение групповым формам работы. В процессе решения поставленной перед детьми задачи, ребенок активно доказывает свою точку зрения и ему легче проявить критичность по отношению к сверстнику, чем ко взрослому. Совместная деятельность с ребенком развивает в нем умение ставить цель, действовать, подражая взрослому. Итогом такой работы является способность ребенка в самостоятельной деятельности со сверстниками: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.

Самой рациональной формой проведения занятия в рамках данной технологии является форма диалога, живого общения с детьми, в котором педагог занимает направляющую позицию, организационную. Если ребенок задает вопрос, важно не давать готовый ответ на него, а предложить совместно с детьми обсудить их варианты ответов, направляя в правильное русло.

Проблемная ситуация может быть отправной точкой занятия, либо возникать в процессе усвоения материала. В рамках технологии проблемного обучения с детьми дошкольного возраста возможно создавать проблемные ситуации в любом виде детской деятельности: игровой, бытовой, в режимных моментах. Эти ситуации могут быть направленны на обогащение жизненного опыта ребенка, либо на получение им научного знания.

Применение проблемных ситуаций способствует формированию у детей самостоятельности, творческого мышления; активность, наблюдательность и общительность; развивает познавательную активность, инициативность, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Достоинствами проблемного обучения являются :

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательной активности и личностной мотивации обучающихся.

Методы и приемы в рамках технологии проблемного обучения, позволяют формировать познавательную активность у детей дошкольного возраста путем мотивированного выбора действий с целью решения возникших проблемных ситуаций.

Данный опыт считается инновационным, так как он отрицает традиционный способ подачи информации, удовлетворяя познавательный интерес у детей и реализуя деятельностый подход.

Публикации по теме:

«Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» «Игра – как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». Слайд 2 «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работыЭкспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работы Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка. Утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя.

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.

Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов через использования инновационных технологий речевого развития дошкольников. Задачи: 1. Раскрыть.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст «Ребенок – это.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.

Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать, сами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 10:24
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Безсонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД