Ольга Ахремова
Сюжетно-ролевая игра, как средство саморазвития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время главной ценностью общества является человек, как основа и движущая сила социального развития. Изменения, происходящие во всех сферах нашего общества, требуют человека активного, инициативного, обладающего высоким потенциалом саморазвития. Поэтому образование должно учитывать интересы самой личности и особенно остро нуждается в обновлении на основе идеи саморазвития человека. На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по отношению к миру.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра, как средство саморазвития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Современное подрастающее поколение, в том числе и дошкольники, социализируется в качественно иной среде, чем предыдущее поколение. Если до этого на протяжении десятилетий и даже веков процесс воспитания осуществлялся в контролируемой и прогнозируемой среде, то сегодня наряду с реальным миром, появился мир виртуальный, в котором действуют свои законы, и контроль со стороны взрослых в этом мире весьма условен.
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены виды детской деятельности, такие как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры. В дошкольном образовании игра – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы, потребности, мотивы. Именно игровая среда стимулирует ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установление многообразных связей с окружающим миром. Игра – общепризнанный феномен в развитии личности ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из требований выдвигает реализацию программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, одной из которых является игра.
Игра - это сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий. В исследованиях советских и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Лишбер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривается своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения. Игра - самовыражения человека, способ его совершенствования.
На современном этапе существует проблема саморазвития ребенка в сюжетно ролевой игре. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых.
Сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основные цели и задачи игровой деятельности в дошкольном возрасте – способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно- ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Она складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Сюжет игры - ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры. Роль является основным стержнем сюжетно- ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д., роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Сюжет игры - это связанная последовательность игровых ситуаций. Сюжетно ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по замыслу.
Сюжетно - ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не играют в одиночку. Но наличие детского общества – наиболее благоприятное условие для развития сюжетно ролевых игр. Если же в игре отражаются отношения между людьми, то наличие товарищей обеспечивает более полную реализацию сюжета. Так само содержание создает у детей потребность в совместной, коллективной игре. Эта потребность должна быть подкреплена умением играть вместе. Потребности умения надо воспитывать: они не формируются сами. Сущность воспитательного воздействия сюжетно ролевой игры в приобретении и накоплении социального опыта.
Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность. Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими. Игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.
Основная цель ФГОС ДО – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Достичь данной цели возможно при организации правильного руководства игровой деятельностью.
Актуальность педагогической поддержки игровой деятельности заключается в том, что на современном этапе игра рассматривается как способ социализации детей дошкольного возраста.
Выделяют следующие виды сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте :
Игры на бытовые сюжеты - в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни - школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия.
Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.