Русакова
Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
При использовании художественной литературы в образовательном процессе надо прежде всего иметь в виду самоценное значение произведения для развития и образования детей. Уже само регулярное чтение и воспитание привычки к сосредоточенному слушанию книги дает в этом плане очень много при условии сбалансированного подбора разнообразных по жанрам и содержанию текстов.
Темочки:
Кроме того, художественные произведения могут использоваться как смысловой фон, окрашивающий другие формы совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
В больших текстах можно обнаружить кладезь интригующих тем, поводов для организации с детьми познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Персонажи больших художественных произведений для детей – обычно удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними в том мире, в котором они живут, могут послужить мотивом для интересной деятельности взрослого с детьми.
Вот, например: «Полетит или не полетит воздушный шар?» - гадают малыши из Цветочного города, наблюдая за приготовлениями Знайки. (Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей») В чем тут дело? Попробуем сами провести опыт.
Художественные тексты предоставляют много поводов и для интересной продуктивной деятельности. Конечно, это прежде всего отображение в рисунке драматических коллизий, происходящих с персонажами. Но задачи могут возникнуть и из размышлений персонажей: «Какой он слонопотам?»- задумался Пятачок. (А. Милн. Винни-Пух)У каждого из детей может быть своя версия – нарисуем или слепим Слонопотама. Можно придумать мастерить из бумаги, картона или другого материала атрибуты персонажей, чтобы потом поиграть, поставить спектакль по мотивам прочитанной книги.
Короткие художественные тексты следует подыскивать специально для определенной темы, чтобы выделить предмет наблюдений, исследования, опытов. Например, можно обратить внимание детей на историю рукотворного мира через историю обычных вещей (С. Я. Маршак «Вчера и сегодня», Заинтересовать условным графическим изображением последовательности событий и «выйти» на историю письменности (Р. Киплинг. Как было написано первое письмо. Как была придумана азбука, погрузить в мир профессий (И. Токмакова «Букварист»).
Принцип использования художественных произведений как смыслового фона и подсказки может быть применен и к развитию детской речи. Здесь можно наметить два пути.
Во-первых, полезным и увлекательным является инициированное взрослым воспроизведение и продолжение словесного экспериментирования персонажей из читаемых в данное время книг. Это могут стихотворные опыты Винни-Пуха (А. Милн, фокса Микки (Саша Черный… Словесные игры и опыта персонажей становятся источником собственного словесного творчества детей – придумывание стихов, загадок (результаты можно оформить в виде книжек с рисунками, инициированных взрослым игр-экспериментов (буриме, поиск рифмы и пр.).
Во-вторых, через художественные тексты можно открывать детям возможности творческого построения повествовательных последовательностей (сюжетов, развивать сюжетосложение как элемент словесного и игрового творчества. С этой целью используются произведения, где предлагается не один сюжетный ход, а несколько их вариантов – на выбор (Дж. Родари «Сказки у которых три конца»; Г. Остер «Сказка с подробностями»).
Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятие: книга должна развивать ребенка, но и одновременно - доставлять удовольствие. Для этого нужно правильно организовать чтение художественной литературы.
-Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы.
-Время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня.
-Чтение должно происходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно, каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим.
-Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и пр.).
-Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения: большие литературные формы для длительного чтения – малые для непродолжительного.
-Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (в зависимости от объема текста от 2 до 10-12 дней).
-В период между чтениями двух больших художественных текстов используются короткие произведения.
-Воспитатель не должен стремится к обязательному обсуждению с детьми худ. Текста непосредственно после текста, обсуждения должны носить непринужденный характер.
-Худ. Тексты для длительно чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед.
-Короткие худ. произведения подбираются предварительно на неделю – месяц, также с охватом разных разделов рекомендуемого списка.
- В каждой группе должно быть несколько сборников худ. текстов из рекомендуемого списка (стихи, фольклорные и авторские, сказки, рассказы детских писателей).
-Книги для длительного чтения целесообразно хранить в общей библиотеке детского сада с тем, чтобы ими могли воспользоваться все группы по мере необходимости.
Использованная литература :
1. Короткова Н. А., Кириллов И. Л. Макет для предметной среды для сюжетных игр старших дошкольников. – Дошкольное воспитание. – 1997.
2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М. : Педагогика, 1990.