Екатерина Балакина
Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ СО
«Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Методическое пособие
«Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка»
Ершов,2023г.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте, дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - роль состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них уважение к книге. Книга даёт возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Публикация «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Она служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Также велика роль художественной литературы в развитии речи ребёнка.
В дошкольный период происходит становление речи и её формирование. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова, фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Главная причина - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы, и как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения этой проблемы – обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Реклама
Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам этот вид искусства приносит в жизнь детей своё индивидуально – самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.
В круг детского чтения должны входить произведения классической, современной русской и зарубежной литературы, произведения устного творчества русского народа и народов мира, книги природоведческой и дидактической направленности. Книги несут в себе исторически выработанные вневременные ценности, они дают возможность донести до восприимчивой души идею величия защиты родной земли, любви к Родине, созидательную значимость человеческого труда, справедливого обличия социального зла, красоту поступков, направленных на сохранение мира, добрососедство с народами.
Вся наша жизнь, с самого рождения, пропитана эмоциями и чувствами. У детей с их непосредственностью и открытой душой, эмоции выражены ярче, чем у взрослых, которые могут скрывать свои чувства. Через эмоции дети выражают своё отношение к жизни. Чтобы привить ребёнку такие чувства как доброта, отзывчивость, общительность, можно своим примером показать ему, как жалеть кошечку или собачку, а можно рассказать об этом. Но просто рассказать – не всегда эффективно, чтобы слово понятно было ребёнку, необходимо обозначить этим словом предмет или действие. На помощь нам в этом и приходят детские книги.
Дошкольное детство как период в человеческой жизни, играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, прибаутки, перевёртыши и т. д. наилучшим образом открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоциями. В наши дни особенно актуальны вопросы: «Что читать?» и «Как читать детям?»
Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку, читающему и, как следствие, много знающему должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного детства. Процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне нации, рас, религий, сословий. Чтение учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению. «За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: «Если люди перестанут читать, они перестанут думать». Чтобы воспитывать читателя в ребенке, прежде всего мы должны проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека. Нужно знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств. И тогда, мы и не заметим, как и когда рядом с нами вырастет содержательный и глубокий человек. Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научиться читать. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Только приученный к книге ребёнок – дошкольник обладает бесценным даром легко входить в содержание услышанного или прочитанного, «проживать его». Малыш рисует в воображении сюжеты, смеётся и плачет, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность радоваться и сострадать, у детей очень высока. Важно помнить, что детские эмоции вызывает не само произведение, а те картины, яркие образы, что воссозданы в сознании, воображении детей. Дети отличаются особой наглядностью и живостью восприятия, иными словами, эмоциональной непосредственностью. Откровенный испуг, слёзы, радость, переходящая в восторг, - естественные состояния для ребёнка при восприятии художественной литературы.
Реклама
Эмоциональная непосредственность служит основным каналом, через который дети постигают содержание, идейный смысл произведения. Благодаря эмоциям, образы произведений принимают для ребёнка характер чувственной достоверности и находят отражение в их душевной жизни. Отсюда – наивная вера в реальное существование вымышленных персонажей – весёлого Буратино, забавного Чебурашку, домовёнка Кузю и др. Ребёнок помнит то, что окрашено сильным чувством, поэтому не случайно образы художественных произведений являются основой «творческой смысловой игры» и продолжают жить в детских рисунках, поделках, играх-драматизациях и т. д.
Известно, что дошкольники воспринимают художественное произведение как слушатели, а не как читатели. Поэтому важное место следует отвести качеству подачи текста, выразительности чтения, тонкости в передаче ритмической структуры, рифмы, интонации. Именно через качество подачи литературных текстов, а не через рассуждения, анализ литературных текстов дети постигают красоту поступков героев, пейзажных зарисовок, поэтичность образов, позиции автора к описываемым событиям, жанровое своеобразие произведения. Выбор способа преподнесения художественного произведения зависит от идейного замысла, формы, способов его художественного воплощения.
Дошкольное детство – важный и во многом определяющий период эмоционального развития детей, обогащения их эмоциональной культуры. Безусловно, огромная роль в реализации этого направления педагогической работы отводится художественной литературе. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио – и видео книги, зрелищные шоу.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью мы взрослые легко устанавливаем эмоциональный контакт с ребёнком.
Желаем успехов!
Наш адрес:
Саратовская область,
г. Ершов, ул. Мелиоративная д. 39
Т. : 8 (84564)-5-71-52
Составитель:
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Балакина Е. Н.