Папки-передвижки

Художественная литература как средство формирования связной речи у дошкольников

Оксана Кожичкина
Художественная литература как средство формирования связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература, как формирование связной речи у

дошкольников.

Кожичкина Оксана Владимировна[/b]

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые

возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные

способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты

Публикация «Художественная литература как средство формирования связной речи у дошкольников» размещена в разделах

жизнедеятельности. Каждый ребенок должен научиться содержательно,

грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В

то же время речь детей должна быть живой, непосредственной,

выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это

связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его

умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой,

логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание,

можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно,

последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный

текст) оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка: при пересказах,

при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и

выражения, усвоенные из художественных произведений. А так же помогает

ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и

застенчивость, развивает уверенность.

Очень важным этапом в развитии речи является переход от

диалогической речи к различным формам

монологической. Монологическая речь в большей степени произвольна:

говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для

этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе

высказывание.

Монологическая речь – это организованный и

относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только

назвать предмет, но и описать его. Владение связной монологической речью

– одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное

решение зависит от многих условий, которые должны быть учтены в

процессе речевого воспитания. Связной считается такая речь, которая

организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое

целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью.

Владение связной монологической речью является высшим достижением

речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой

стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит

в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической,

фонетической.

В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая»

речь являются центральными.

Речь детей средней группы отличается подвижностью и

неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова,

однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения.

Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить

описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность

изложения, не могут связывать между собой предложения и части

высказывания.

Монолог строится по закону литературного языка и само собой

разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение

сказок, стихов, других художественных произведений.

Ознакомление детей с художественной литературой помогает активно

овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова.

Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, то

есть воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка

формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном

учреждении и на педагогических мероприятиях с детьми.

Художественные произведения дают ребёнку прекрасные образцы

русского литературного языка. Сказки дают образцы ритмической речи, дети

легко и быстро запоминают такие образы как «петушок-золотой гребешок» и

д. р. Колыбельные песни обогащают словарь за счёт того, что содержат

широкий круг сведений об окружающем мире. Потешки развивают

фонематический слух, так как они используют звукосочетания, которые

повторяются несколько раз в разном темпе и с различной интонацией.

Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, а

так же формируют представления о переносном значении слова. Заучивая

стихотворения, дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха,

тем самым обогащая свою речь.

Книги для детей до 3 лет

Русская литература

Малые формы фольклора : потешки, песенки, прибаутки, пестушки

(такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как

едим, как одеваемся, как умываемся, русский фольклор и фольклор других

народов мира.

Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка,

Курочка ряба, Заюшкина избушка).

Васнецов Юрий Алексеевич - стихи, сказки, потешки с иллюстрациями.

Сутеев Владимир Григорьевич - «Сказки и картинки».

Чуковский Корней Иванович - сказки и стихи.

Маршак Самуил Яковлевич - стихи, песни, загадки.

Барто Агния Львовна - циклы стихов «Игрушки», «Младший брат»,

«Настенька», «Вовка – добрая душа».

Чарушин Евгений Иванович - «Кошка», «Курочка», «Как Томка

научился плавать».

Пушкин Александр Сергеевич - сказки.

Стихи русских поэтов (В. Жуковский, А. Фет, В. Плещеев, Е.

Баратынский, Ф. Тютчев) о природе.

Токмакова Ирина Петровна - «Карусель».

Толстой Лев Николаевич - басни и рассказы из «Азбуки».

Гаршин Всеволод Михайлович - «Лягушка-путешественница».

Александрова Зинаида Николаевна - «Мой Мишка», «Топотушки».

Остер Григорий Бенционович - цикл о Котенке по имени Гав.

Ушинский Константин Дмитриевич - рассказы о животных, о детях

Благинина Елена Александровна - стихи о природе, о маме, о том, как

детки маме помогают.

Зарубежная литература

Поттер Беатрис - «Ухти-Тухти», «Флопси, Мопси и Ватный хвост».

Сьюз Теодор Гайзель - сказки.

Питто Франческо - «Разноцветные слоны».

Селье Ганс - «Начинаем говорить».

Книги для детей от 3 до 5 лет

Русская литература

Толстой Алексей Николаевич - «Буратино, или золотой ключик».

Аким Яков - стихи для детей.

Благинина Елена Александровна - стихи для детей.

Барто Агния Львовна - стихи и циклы стихов.

Берестов Валентин Дмитриевич - любые произведения для детей.

Введенский Александр Иванович - «Дядя Боря говорит, что.» и другие

Драгунский Виктор Юзефович - денискины рассказы.

Волков Александр Александрович - цикл повестей об Изумрудном

городе.

Георгиев Сергей Георгиевич - «Ёлки-палки или Фельдмаршал

Пулькин», «Один мальчик, одна девочка», «Кошачье заклинание»,

«Пузявочки».

Долинина Наталья Григорьевна - «Мой капитан», «Лембой», «Чуча»,

«Как тесен мир», «Мы с Сережкой близнецы», «Потерялась девочка».

Дружков Юрий Михайлович - «Приключения Карандаша и

Самоделкина».

Ежикова Зденка - «Крот и его друзья».

Житков Борис Степанович - «Что я видел», «Рассказы о животных»,

«Про Пудю», «Как я ловил человечков», «Что бывало».

Журавлева Екатерина Александровна - «Фунтик».

Заходер Борис Владимирович - стихи для детей.

Зощенко Михаил Михайлович - «Смешные истории», рассказы о Леле и

Миньке.

Крылов Иван Андреевич - басни.

Иванов Андрей Робертович - «Приключения Хомы и Суслика».

Маршак Самуил Яковлевич - «Детки в клетке».

Маяковский Владимир Владимирович - «Что такое хорошо и что такое

плохо».

Михалков Сергей Владимирович - «Смех и слезы», «Зайка-зазнайка»,

«Дядя Стёпа» и другие стихи.

Носов Николай Николаевич - первая книга о Незнайке, рассказы.

Паустовский Константин Георгиевич - «Кот-ворюга», «Барсучий нос»,

«Резиновая лодка».

Пушкин Александр Сергеевич - сказки.

Сутеев Владимир Григорьевич - «Петя и Красная шапочка» и другие

сказки.

Токмакова Ирина Петровна - стихи для детей.

Успенский Эдуард - «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и

кот», «Про Веру и Анфису», стихи для детей.

Зарубежная литература

Джани Родари “Чипполино”.

Линдгрен Астрид - «Зайчишка-Пушишка».

Милн Алан - «Винни-Пух и все-все-все».

Перро Шарль – сказки.

Поттер Беатрис - «Сказки кошки Табиты».

Туве Янсон – «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мумми-троль и

комета», «Зима в Мумми-доле» и др. сказки о мумми-тролях.

Хогарт Энн «Мафин и его друзья».

Книги для Детей от 5 до 7 лет

Русская литература

Аксаков С. «Аленький цветочек»

Александрова Г. «Домовенок Кузька и волшебные вещи»

продолжениями)

Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы», «Серебряное

копытце»

Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»

Булычев Кир «Приключения Алисы»

Волков А. «Волшебник Изумрудного города».

Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек»

Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»

Драгунский В. «Денискины рассказы», «20 лет под кроватью»,

«Похитители собак»

Ершов П. «Конек-Горбунок»

Ильин М. «Сто тысяч почему»

Каверин В. «Песочные часы»

Катаев В. «Цветик-семицветик», «Дудочка, кувшинчик».

Крылов И. Басни

Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка», «Аленушкины сказки»

Маршак С. «Двенадцать месяцев», «Умные вещи»

Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»

Михалков С. «Праздник непослушания»

Наумов Е. «Коралловый город», «Волшебная круговерть»

Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»

Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»

Остер Г. «38 попугаев»

Пантелеев Л. «Чесное слово», «Белочка и Тамарочка», «Веселый

трамвай»

Пришвин М. «Кладовая Солнца», «Кащеева цепь»

Толстой А. «Приключения Буратино».

Толстой Л. «Прыжок», «Лев и собачка», рассказы и сказки

Шварц Евгений Львович - «Золушка», «Снежная королева».

Зарубежная литература

Андерсен Ганс Христиан - сказки и истории.

Барнфорд Шейла - «Невероятное путешествие».

Барри Джеймс - «Питер Пэн и Венди».

Братья Гримм - сказки.

Гауф Вильгельм - сказки.

Гофман Эрнст Теодор - «Щелкунчик», «Прекрасное дитя»,

«Апельсиновая принцесса».

Киплинг Редьярд - «Маугли», «Маленькие истории».

Кэрролл Льюис «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».

Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса».

Линдгрен Астрид «Братья Львиное Сердце», «Карлсон», «Пэппи

длинный чулок»

Родари Джанни «Приключения Чиполлино», «Торт в небе»,

«Путешествие «Голубой стрелы», «Джельсамино в стране лжецов»

Твен Марк «Том Сойер», «Гекльберри Финн»

Треверс Памела «Мери Поппинс»

Фекете Иштван «Лисенок Вук»

Франс Анатоль «Пчелка»

Харрис Джоэль «Сказки дядюшки Римуса», «Братец Кролик и его

друзья»

На что необходимо обращать внимание в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к

пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам,

разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются

с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев

это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для

передачи смысла высказываний. Надо пробовать читать детям один и тот же

текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребята сразу же заметят

разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям,

обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать

интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для

этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание

известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,

умение внимательно слушать произведения художественной литературы,

сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия

не только для расширения кругозора, но и для общего развития

ребенка. Художественные тексты являются хорошим

помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше надо

читать, придумывать совместно сказки и рассказы, обсуждать явления

природы, разучивать стихи – это поможет ребенку не только овладеть

грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные

способности.

Надо не забывать!

Речь не передаётся по наследству, дети перенимают опыт речевого

общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей, то есть

овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка

речевой среды). Поэтому надо привлекать родителей, потому что так важно,

чтобы дома дети слышали правильную, грамотную речь.

Создайте в группе детского сада и дома (по средствам родителей)

детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать

иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Прежде чем читать детям, нужно подобрать книгу, она должна быть

доступной по содержанию.

Как можно больше знакомьте ребят с фольклором, рассказывать и

читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к

национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту,

честность, заботу о другом человеке, вызывают желания высказаться,

поговорить о героях сказки.

Книгу нужно не просто читать, а обязательно поговорить с ребёнком

после прочтения, вспомнить как разворачивались события в сказке (рассказе,

побеседовать о том, что запомнилось.

Публикации по теме:

Конспект итогового комплексного занятия в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) Итоговое комплексное занятие в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) "В гостях у сказки. " Авторы занятия:.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 1 часть Содержание программы № п\п Тема Программные задачи Методические приёмы Компонент ДОУ Литература и наглядный материал Сентябрь 1 Диагностика.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство формирования связной речи у дошкольников
Опубликовано: 16 декабря 2020 в 14:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство формирования связной речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Кожичкина (УИ 2178827) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД