Наталья Дмитриева
Развивающая сказка для детей старшего дошкольного возраста «Новые приключения лягушки — путешественницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая сказка для детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию свою новую работу. Новую в прямом смысле этого слова, потому что раньше я не обращалась к такой форме подачи материала, как развивающая сказка. Цель этой работы - обобщение знаний по формированию основ грамоты в подготовительной группе. Я постаралась с помощью сказки сделать занятия такого рода увлекательными. Что получилось судить вам! Прежде чем приступить к изложению, хочу выразить признательность Вере Калужиной! Именно ее математические сказки и ее идеи подвигли меня на создание данной публикации. СПАСИБО, ВЕРА!
Публикация «Развивающая сказка для детей старшего дошкольного возраста „Новые приключения лягушки — путешественницы“» размещена в разделах
- Лягушки, лягушата
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Развивающая сказка " Новые приключения лягушки - путешественницы"
Я расскажу вам сегодня новую сказку про лягушку, которая любила путешествовать. Помните, как она придумала путешествовать с помощью уток? И чем закончилась эта история?
Да, из -за своего хвастовства, лягушка снова свалилась в болото! Ей бы остановиться и больше не хвастать! Но она решила покорить всех обитателей болота своими приключениями, и так увлеклась, та расшумелась, распрыгалась, что неожиданно оказалась на берегу! Огляделась по сторонам и. вдруг услышала:
- Смотрите, смотрите, да она вовсе не лягушка, а настоящая. ЯГУШКА! До чего дохвасталась что имя свое настоящее потеряла! И такая страшная стала! Прямо на Бабу Ягу похожа!
- Что же случилось со мной? Почему я стала страшная? Что я потеряла?
А вы, как думаете?
(обсуждение с детьми, почему лягушка превратилась в Ягушку, какой звук был потерян в этом слове)
Да, друзья мои, вот что бывает, когда слишком много хвастаешь! Потеряла наша квакушка звук " Л" из своего имени!
- Надо отыскать потерянный звук, и тогда я смогу вернуться в болото! Только, где его искать!
-Ищи! Ищи! Слушай звуки вокруг себя! Если справишься с заданиями обитателей этого волшебного леса, то сможешь вернуть свое прежнее имя! Семь испытаний ждет тебя! За каждое правильно выполненное задание ты получишь волшебный камушек! Семь заданий - семь камушков! Они и помогут вернуть тебе свое имя!
Кто произнес эти слова, наша путешественница не поняла! Может это был осенний ветер, а может хозяин волшебного леса - Старик - Лесовик?
- Я найду! Я справлюсь! Ой, опять расхвасталась Нет,
мне одной не справиться! Надо позвать кого - то на помощь! ПОМОГИТЕ!
А вы, не хотите помочь нашей Ягушке? Только так, чтобы она нас не видела?
(обсуждение с детьми возможности помощи героине)
Поскакала Ягушка по осеннему лесу. Вдруг поднялся ветер, закружил листву и бросил ей под лапы пять листочков
- Узнай листья, назови, с какого дерева они прилетели? Слушай внимательно названия, если сможешь услышать и назвать, в каком слове находиться твой потерянный звук, получишь свой первый волшебный камушек!
Так прошуршал ветер, и стих. В лесу наступила тишина. Это было очень важно! Нужно суметь услышат звук!
Давайте, вместе с Ягушкой узнаем листья, назовем деревья, и поможем ей отыскать нужное слово.
Дидактическое задание № 1 " Звучащие листья"
Цель задания: развитие фонематического слуха, умения выделять нужный звук в словах, определение места звука в слове
- Ах, какой необычный камушек! И листочек липы отпечатался! Наверное, он и есть волшебный!
Вот и появился у нашей героини первый волшебный камушек. Положил она его в свой дорожный сундучок и поскакала дальше.
- Ух - ух - ух! Это что еще за чудо? Кто ты, и куда направляешься?
Посмотрела Ягушка наверх и увидела на дереве птицу с большими круглыми глазами. Это была самая мудрая птица в лесу.
- Я. Ой, я не могу назвать свое имя, потому что в нем потерялся звук! Я должна выполнить еще шесть заданий, и найти шесть слов с потерянным мною звуком! Вы, не могли бы мне сказать, где искать следующее задание?
Птица посмотрела налево, посмотрела направо.
- Да, что его искать! У меня есть для тебя задание. Только не знаю, справишься ли?. Я позову сейчас сюда своих подруг - птиц. Ты должна вспомнить их название, и найти среди них слова, состоящие из двух слогов. В одном из них и есть потерянный тобой звук!
Дидактическое задание № 2 - " Деление на слоги"
Цель задания: закрепление навыков деления слов на слоги, путем определения количества гласных звуков в слове
Рекомендации: рабочий лист может быть у каждого ребенка, и тогда каждый ребенок выполняет задание индивидуально;
- задание выполняется фронтально на демонстрационном материале
- Вот он, второй камушек! Я нашла еще одно слово!
- Спасибо, вам, мои невидимые помощники! Вы помогли мне, и я нашла второй волшебный камушек! Но мне надо спешить! Пока не наступила зима, я должна найти все слова, и все волшебные камушки! Иначе, я никогда не смогу вернуться в болото!
И она поскакала дальше. Но вдруг остановилась. Перед ней появилась необычная, тонкая сеть, которая не позволила ей двигаться дальше.
- Не спеши - и - и - и! Иначе, тоже попадешь в мои сети! Как эти незадачливые насекомые! Они почти попались! Только ты сможешь их спасти, если сумеешь составить слова из этих осколков! Кстати, здесь есть слово, в котором живет потерянный тобой звук!
Наверное, это третье задание для нашей путешественницы! Поможем ей, составим названия насекомых, которые попались в сети паука!
Дидактическое задание № 3 - " Паутина"
Цель задания: закрепление навыков составления слов из слогов, развитие фонематического слуха- умения находить нужный звук в словах
- Ох, кажется справились! И насекомых спасли, и от паука избавились, и камушек получили! Спасибо вам, мои невидимые друзья!
- Ура! Ура! Я получила третий камушек! Еще немного, и я найду все слова, и все семь камушков!
Развеселилась наша путешественница, запрыгала и не заметила.
- Ой, а нельзя ли поосторожнее! Вы меня чуть не раздавили!
Ягушка занесла лапку, чтобы прыгнуть дальше, но увидела ягоду необычной красоты. Ягодка была такая ладненькая, желто - оранжевого цвета, и такая светящаяся, что наша незадачливая квакушка замерла на месте!
- Простите, я Вас, не заметила! Вы такая - маленькая, но такая красивая! Вас как зовут?
- Мое имя - морошка, и я тоже, как ты, люблю болото. Я тебя знаю, н что - то с тобой не так! Чем я могу тебе помочь?
-Помогите мне, пожалуйста, найти потерянный звук моего имени!
- Что ж я помогу тебе: есть у меня сестра, она очень похожа на меня, правда, другого цвета, вот в ее имени есть потерянный тобой звук. Мы подарим тебе волшебный камушек, если ты сможешь определить, какие звуки есть в наших именах. Определи звуки, обозначь их с помощью цветных кружочков, и найди нужный тебе звук!
Дидактическое задание № 4 - " Ягодки - загадки"
Цель задания: совершенствование навыков звукового анализа слов, путем обозначения их соответствующими символами;
Рекомендации: дети получаются рабочие листы, разбирают слова - морошка и малина, закрашивают кружочки определенным цветом
Теперь в сундучке у нашей Ягушки лежало четыре волшебных камушка. Ей нужно было торопиться, потому что в лесу становилось все холоднее, а еще три камушка не были найдены! Поскакала она дальше, но вдруг услышала шуршание, и перед ней появилась семья Ежиков. Это были папа ЕЖ, мама Ежиха и сынок - Ежонок. Они несли с собой корзинки, явно собирали грибы.
- Простите, а вы, не знаете, где найти звуки? Я потеряла звук из своего имени, и теперь ищу его! Может быть в вашей семье живет мой звук?
- Может быть. Самые желанные для нас звуки звучат в названиях грибов! Мы очень любим грибы! Но каждый из нас собирает только свои любимые! Попробуй узнать, какие грибы мы положим в свои корзинки? Скажи правильно: составь предложение из четырех слов. Что собирает каждый из нас? И ты сможешь услышать слово, в котором есть потерянный тобой звук!
Дидактическое задание № 5 - " Ежики - грибники"
Цель задания: упражнение в составлении предложений с заданными с помощью картинок словами
Рекомендации: рабочие листы могут быть на каждого ребенка или один демонстрационный вариант
- Спасибо Ежиной семье и вам, мои помощники! У меня уже пять камушков!
- Молодец, путешественница! И помощник у тебя замечательные! Осталась выполнить два небольших задания! Я всегда был рядом с тобой и видел, как ты стараешься! Еще немного и твои испытания закончатся!
Сначала Ягушка услышала эти слова, а потом перед ней появился необычный старичок. Его туловище было похоже на шишку, а на голове - шляпка от мухомора. Это был хозяин волшебного леса - Старик - Лесовик!
- Ответь на два моих вопроса, и ты получишь еще два волшебных камушка. Вопрос первый: внимательно послушай слова, и скажи, что у них общего: ЛЕСОВИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОРУБ, ЛЕСОВОЗ.
Дидактическое задание № 6 - " Похожие слова"
Цель задания: совершенствовать навык выделять общую по звучанию часть однокоренных слов
- Все правильно! Слова похожи, потому что они образованы от одного общего слова - ЛЕС!
А теперь второй вопрос: можно ли увидеть звук?
(обсуждение с детьми как можно увидеть звук)
- Совершенно верно: звук можно увидеть, если изобразить его с помощью буквы. Потерянный тобой звук " Л" можно изобразить с помощью буквы " Л". Дарю тебе еще два маленьких волшебных камушка. А чтобы ты не забыла первый звук своего имени, составь из всех полученных камушков букву " Л", тогда ты сможешь вернуть свой прежний облик и вернуться в свое любимое болото!
Так сказал Старичок и исчез!
- Мои дорогие помощники! Помогите мне еще раз! Давайте все вместе составим первую букву моего имени!
Дидактическое задание № 7 - " Составь букву Л"
Рекомендации:- из картона зеленого цвета вырезается буква Л;
- разрезается на семь частей (пятиугольник, четыре ромба, два треугольника)
- на демонстрационный вариант наклеивается изображение найденных слов;
- можно сделать раздаточный материал для каждого ребенка без картинок
- Вот она МОЯ БУКВА! Я вернула свое имя! Спасибо вам, мои помощники! Я - ЛЯГУШКА! И обещаю, я больше никогда не буду хвастать!
Как только наша путешественница произнесла эти слова, она превратились в обыкновенную лягушку и отправилась на дно болота, чтобы спокойно пережить зиму.
ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ!