Дарья Денисова
Конспект занятия «Гласные и согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи:
-познакомить детей со способом образования гласных и согласных
звуков;
- учить различать на слух гласные и согласные звуки;
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Оборудование: индивидуальные зеркала на каждого ребенка; игрушки
гномов; профили звуков.
Ход занятия
Организационный момент
Публикация «Конспект занятия „Гласные и согласные звуки“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Логопед. Сядет тот, чьё имя я назову. (Логопед тихим голосом называет
имена детей, дети садятся).
Логопед. Дети, вы уже знаете, что всё, что мы слышим, называется звук.
Какие звуки мы с вами слушали? Дети отвечают.
Логопед. Когда мы говорим, мы тоже произносим звуки. Все слова
образуются из звуков. Сегодня я расскажу вам, какие бывают звуки и как они
образуются. Но сначала послушайте сказку:
В далеком дремучем лесу есть маленькая волшебная страна. Живут там
сказочные маленькие человечки – гномы. Ростом они чуть меньше цветка.
Живут они в маленьких домиках. Все гномы дружат и весело играют в
разные игры. сегодня к нам пришел в гости такой гном. Он очень любит
слушать разные звуки. Его так и зовут – Звукознайкин. Идет он по лесу и
зззззззз – это комар летит, сссссссс – это синичка свистит, цццццццц – это белочка цокает, шшшшшшшш – это ветер шумит, жжжжжжжж – это жук летит, жужжит.
чччччччч – это кузнечик стрекочет, щщщщщ – это змея шипит, рррррррр – это собака рычит, лллллллл – это самолет летит.
«Как ты догадался?» – удивляются другие гномы.
«Умею слушать звуки.» – отвечает Звукознайкин.
Вы тоже иногда произносите разные звуки:
аааааааа – так показываете горло доктору Пилюлькину, ээээээээ – кричите, когда надо кого-нибудь позвать, уууууууу – играете в паровоз, оооооооо – когда болят зубы,
ыыыыыыыы – играете в пароход.
А из звуков складываете слова:
АУ – кричим мы в лесу,
УА – плачет малыш,
НА – даём друг другу мяч.
Это короткие слова, они состоят из двух знаков. А есть длинные слова,
например – велосипед. Звуки нам нужны для того, чтобы складывать из них
слова. Какие звуки вы запомнили?
Дети отвечают.
Физкультминутка
«Мы листики осенние».
Мы листики осенние
На дереве сидели
Дунул ветерок
Выполнять движения по содержанию.
И мы полетели…
Летели, летели…
И на землю тихо сели.
Логопед. Дети, все звуки, которые мы произносим, можно разделить на две
группы – гласные звуки и согласные звуки. (Логопед произносит звук [а]
широко раскрыв рот.)
Логопед. Какой слышится звук? [а]
Логопед произносит звук [а] с почти закрытым ртом, получается
неопределенный звук.
Логопед. Почему в первом случае звук [а] произнести чётко, а во втором –
нечётко? (Во втором случае не открывали рот).
Что помогло правильному, чёткому звучанию звука [а]? (Широко открытый
рот.)
Детям предлагается широко открыть рот и громко произнести звук [а],
затем закрыть рот, ощутив рукой работу челюстей. Дети выполняют
задание перед зеркалами.
Затем произносятся звуки [о], [у], [э], [ы].
Логопед. Звуки [о], [у], [э], [ы] произносятся легко, свободно, без преграды и
всегда с голосом – они называются гласные.
Произносится звук [п], выясняется, что образованию этого звука помогают
губы, и они создают препятствие для прохождения воздуха.
Произносится звук [т], выясняется участие языка. Рассматривается
профиль звука и дети произносят звук перед зеркалом.
При произнесении звука [с] выясняется участие зубов и языка (если
подставить тыльную сторону руки, ощущается ветерок, выясняется
участие воздушной струи при образовании звуков.
Произносится звук [з], выяснятся, что при произнесении звука участвует
голос.
Логопед. Звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает
преграду, называются – согласные.
А теперь, ребята, послушайте стихотворение: «Гласные и согласные звуки».
Гласные тянуться в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбели ребенка качать.
Но не желают свистеть и шипеть.
А согласные согласны
Шелестеть, шипеть,
Даже фыркать и скрипеть.
Но не хочется им петь.
Упражнение на развитие слухового внимания: поднять красный светофор,
если услышишь гласный звук; синий – если услышишь согласный звук: [а, м,
у, п, о, ы, ш, р и т. д. ].
Итог занятия:
Логопед . Дети сегодня мы познакомились с согласными и
гласными звуками, а теперь давайте попрощаемся к гномиком и
поблагодарим его!