Елена Вежнина
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
▼ Скачать
Дошкольный возраст является сензитивным для становления полоролевой, гендерной идентичности, влияющей в будущем на эффективность и благополучие отношений в личной и профессиональной жизни. О важности такой работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственно на полоролевом развитии ребенка.
Публикация «Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Осмысление ребенком своего «я» начинается с осознания своей половой принадлежности. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.
Работа с семьей включает следующие методы:
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями.
- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка (консультации «Роль родителей в половой идентификации ребенка» «Детские игры - дело серьёзное», «Особенности игр мальчиков и девочек», «Дети и средства массовой информации», «Осторожно, игрушка» и т. д.);
- просмотр родителями различных видов деятельности (непосредственно образовательная деятельность, прогулки, беседы на экологические темы: "О растениях," "О животных", "О жизни людей", на этические темы: "Поведение в обществе," "Вежливые слова", развлечения, экскурсии).
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, досуги). Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе, вовлечь семью в образовательный процесс. Родители становятся более открытыми для общения. У нас проводятся совместно с родителями «Встреча Нового год», «Масленица», «Праздник мам», «Осенняя ярмарка».
- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликации, лепка, которые выставляются в раздевальных комнатах, работа в индивидуальных тетрадях);
- проведение опросов, анкетирование с целью изучения ожиданий родителей, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей : «Социальный портрет родителей», анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье в воспитании повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания.
-Организация мероприятий с родителями; работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и детей.
- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания – это приглашение на педсоветы, где родители обмениваются опытом воспитания детей в семье.
-Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, приглашение на дни здоровья «С папой наравне», доброй традицией в нашем детском саду стало проведение спортивного праздника, посвященного Дню защитника Отечества, в котором принимают участие не только сами дети, но и их отцы, дедушки, братья.
- Тематические уголки по работе с семьей оформляются в информационных стендах, которые находятся в раздевальных комнатах.
- Создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ. В детском саду организованы игровые уголки для девочек и мальчиков, где они с удовольствием проводят время.
Работа с родителями ведется систематически, их активно приобщают к педагогическому процессу: подготавливаются информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Вся работа строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей.
Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.