Корниенко Лариса Николаевна
Формирование экологического воспитания детей посредством организации образовательной деятельности в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование экологического воспитания детей посредством организации образовательной деятельности в рамках ФГОС».
Систематическая образовательная деятельность – важное средство
образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
На протяжении ряда десятилетий все ведущие исследователи и
практики дошкольного воспитания уделяли большое внимание занятиям как
Публикация «Формирование экологического воспитания детей посредством организации образовательной деятельности в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ведущей форме фронтального обучения детей. Современная дошкольная
педагогика также предает большое значение занятиям. Несомненно они
оказывают положительное воздействие на детей и способствуют их
интенсивному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению
в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в
различных аспектах, расширяется и усложняется содержание обучения,
осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности,
способов принесении игры в процесс обучения, поиск новых форм
организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных
занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами. Данная тенденция
обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет
особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Просматривается еще одна важная тенденция – построение систем занятий в
каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно
усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями
повседневной жизни – это оптимальный путь, обеспечивающий
необходимые интеллектуальное и личностное развитие дошкольника.
В экологическом воспитании детей занятия выполняют определенную
и очень важную функцию: чувственные представления детей, полученные
повседневно, могут быть качественно преобразованы – расширены, обьеди-,
нены, систематизированы. Рассмотрим основные типы экологических
занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими
задачами, логикой построения, ходом организации и проведения – занятия
первично – ознакомительного, углубленно – познавательного, обобщающего
и комплексного типов.
Образовательная деятельность первично – ознакомительного типа.
Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами
животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не
представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны
через наблюдения. Главным компонен-том таких занятий становятся
различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие
формировать у детей отчетливое и правильное представления. Обучение на
таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу.
Продуманное и спланированное слово воспитателя является главной
составляющей основой для усвоения бучения.
Информация первично – ознакомительного типа значительно сложнее.
Детям можно предложить для рассматривания картины природы, далекие от
их опыта, выводить за пределы изображенного сюжета, рассматривать
одновременно несколько картин, которые помогают сформировать
представления об экосистеме в природе, расширяют кругозор, формируют
новые образы. В занятия также необходимо включать здоровье –
сберегающие технологии, которые позволяют детям отдохнуть, переключить
свое внимание.
Образовательная деятельность углубленно – познавательного типа.
Такие занятия направлены на выявления и показ связи растительного и
животного мира и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика
таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как
показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и
усвоению старших дошкольников. Эти занятия, посвященные ознакомлению
детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды.
А так же приспособленностью животных к среде обитания. Например, с
маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты
от врагов. Очень результативны разнообразные виды опытнических работ,
которые способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети
обучаются устанавливать причинно – следственные связи, логично
рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие
мышления дошкольников.
Образовательная деятельность обобщающего типа. На таких занятиях
воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков для группы
знакомых обьектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Практика показала, что обобщения должны строится на конкретных
различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении
всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных
наблюдений за обьектами в природе. Все занятия могут быть суммированы и
обобщены. Формирование обобщенных представлений происходит при
использовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними
осуществляется строго в определенной последовательности вопросов,
ответов, выводов – это алгоритм формирования обобщенного знания.
Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей –
умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Образовательная деятельность комплексного типа. Такие занятия
проводятся в рамках одной темы, решают разные задачи развития детей и
строятся на разных видах деятельности. При проведении таких занятий,
воспитатель может использовать виды деятельности, которые направлены на
развитие различных образовательных областей : познавательную,
художественно – эстетическую, коммуникативную. Такое занятие очень
насыщено по своему содержанию и может по времени выходить за рамки
обычного занятия. Но, как правило, занятия интересны, смена деятельности
не вызывает у детей усталость и скуку. Комплексные занятия – это прежде
всего творческий подход со стороны педагога. Они всесторонне и
эффективно развивают личность ребенка, а сочетание различных видов
деятельности способствует более легкому и быстрому формированию
отношения к содержанию занятия.
Литература:
1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по
культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного
возраста М. 1997
2. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания детей.
Ребенок в детском саду 2002 № 5 с. 80-82.
3. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. М. Просвещение 1991.
4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Мн. Нар. Асвета. 1972
5. Зерщикова Т. Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе
ознакомления с окружающим. Дош. вос. 2005 № 7 с. 3-9.