Виктория Тихомерова
Формирование у дошкольников 5–7 лет безопасного поведения на дороге с помощью мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
В сводках о дорожных происшествиях несчастные случаи с детьми дошкольного возраста не редкость. Вот почему воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения на улице, знание и соблюдение ими и родителями правил дорожного движения (ПДД) – одна из актуальных тем сегодняшнего времени.
Публикация «Формирование у дошкольников 5–7 лет безопасного поведения на дороге с помощью мнемотехники» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Детям дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации. В некоторых случаях это может быть весьма затруднительно, поскольку дошкольники обыкновенно еще не умеют читать и писать.
Вот почему приемы мнемотехники являются наиболее результативными в развитии памяти и мышления у дошкольников, в том числе и при изучении ПДД, так как принцип мнемотехники заключается в использовании различных таблиц, схем, стихов и специальных карточек.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.
С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:
1. Закрепить знания по правилам дорожного движения (ПДД)
2. Активизировать связную речь
3. Расширять и обогащать словарный запас детей
4. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации)
5. Развивать у детей восприятие, воспроизведение, воображение, внимание, память, творческое мышление, умение использовать средства мнемотехнологии
6. Формировать коллективное мышление
В обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
В своей работе я чаще использую мнемотаблицы и мнемодорожки.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка таким образом, что все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком, так же можно разучить песни. Для тех педагогов, кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок, можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).
Поскольку у ребят дошкольного возраста очень сильно развита зрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.
Я использую мнемотехнику при изучении с детьми ПДД в различных формах работы : - при проведении ИОС;
-при организации детских праздников по ПДД в виде викторин, квест -игры;
- при организации индивидуальной работы с детьми;
- при проведении родительских собраний и разработке рекомендаций для родителей воспитанников.
Так, например, по теме «Транспорт» для разучивания стихотворения «Машина»
я использовала следующую мнемотаблицу :
Стихотворение:
Шла по улице машина
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофёра, без сигнала светофора,
Шла, сама, куда не зная
Шла машина заводная!
Мнемотаблица.
Часто во время проведения праздников мы, педагоги, используем загадки.
Вот одна из загадок изображенная с помощью мнемотехники.
Это таблица, на которой каждой строчке соответствует свое изображение.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(велосипед)
Мнемотаблица.
В индивидуальной работе с дошкольниками, которые хорошо владеют мнемотехникой, я использую обратный прием. В этом случае я описываю ребенку определенную ситуацию по ПДД, после чего, обсудив её с ребенком, для закрепления знаний, предлагаю ребенку проиллюстрировать эту ситуацию простыми картинками, т. е. составить мнемодорожку.
Например: Я задаю вопрос ребенку: «Где можно и где нельзя играть ребенку на улице?»
В ходе обсуждения ребенок говорит, что играть можно только на детской площадке, нельзя играть на проезжей части и остановке.
Эту мнемодорожку составил ребенок.
Для того, чтобы мои воспитанники лучше запомнили ПДД, я решила создать дневники индивидуальной работы с использованием мнемотехники при изучении ПДД как шпаргалку для своих воспитанников. В этих дневниках мы с ребятами начали создавать мнемодорожки.
Создавая мнемодорожки, дети закрепляют в памяти знания по правилам дорожного движения; активизируют связную речь; расширяют и обогащают словарный запас; формируют умение преобразовывать абстрактные символы в образы; развивают воображение, внимание, память, творческое мышление.
Благодаря использованию мнемотехники в моей группе на 15% повысился высокий уровень педагогических воздействий по знаниям детьми ПДД по сравнению с прошлым учебным годом.
Я использую мнемотехнику второй год. Этот метод работы с детьми трудоёмкий, но эффективность очевидна.
Родители воспитанников тоже оценили данный метод закрепления знаний ПДД, так как дети с удовольствием создают мнемодорожки вместе с родителями дома, также делятся с родителями своими знаниями, демонстрируют их на дороге во время прогулок и поездок.
Для родителей я делаю памятки и рекомендации по использованию мнемотехники.
Рекомендую вам, уважаемые коллеги, использовать мнемотехнику в работе с детьми разного возраста не только по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге, но и в других образовательных областях.
Спасибо за внимание!