Логинова Надежда Андреевна
Формирование безопасного поведения на улицах города у детей 6–7 лет
Формирование безопасного поведения на улицах города у детей 6-7 лет
Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети, а также становятся инвалидами. В числе погибших есть и несовершеннолетние дети. Государством утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения», но дорожно-транспортные происшествия все равно происходят. Причиной большинства аварий являются грубейшие нарушения правил дорожного движения, как водителями, так и пешеходами. Основные причины ДТП с участием пешеходов: переход проезжей части дороги в неустановленном месте; переход проезжей части дороги на запрещающий сигнал светофора; неожиданный выход из-за транспортных средств.
Публикация «Формирование безопасного поведения на улицах города у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Дошкольники смогут стать законопослушными пешеходами, если познакомить их с основами безопасного поведения на улицах города, познакомить с правилами дорожного движения и научить соблюдать их, именно поэтому начать обучение основам безопасного поведения необходимо в дошкольном возрасте, поскольку уже на следующий год дети будут самостоятельны, так как они пойдут в школу.
Все знаки дорожного движения нет надобности изучать, так как ребенок за руль автомобиля сядет не скоро. Но знаки дорожного движения, встречающиеся на улице города, дети должны знать. Особое внимание следует уделить знакам дорожного движения для пешеходов. Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Эта задача будет успешно реализовываться при взаимодействии воспитателей и родителей, обще-ственных организаций. Но основная роль отводится дошкольным учреждениям, так как большую часть своего времени дети проводят в ДОУ. Существует методические пособия по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Авторы современных изданий Н. А. Аралина, З. А. Ефанова, Н. В. Елжова, Ф. С. Майорова, Т. А. Шорыгина в своих исследованиях предлагают отдельные разработки конспектов занятий и дидактических игр и упражнений, где отражена работа по предупреждению детского дорожного травматизма, представлены вопросы по созданию развивающей среды.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что для того чтобы ребенок хорошо усвоил основы безопасного поведения на улицах города, необходимо задействовать как можно больше органов чувств, в том числе и руки ребенка. Поэтому в конспектах занятий необходимо наполнить материал практической деятельностью, которые помогут закрепить изученный материал. Однако как показывает анализ методической литературы, в содержании методических изданий представлены загадки, художественное слово, иллюстрации, где отражены основы безопасного поведения на улицах города; не представлена система работы, где отражен вопрос о формировании основ безопасного поведения у дошкольников, направленный на комплексное формирование представлений, умений отражать и отношения к основам безопасного поведения на улицах города.
Понятие «опасность». Значение формирования основ безопасного поведения у детей 6-7 лет
Поиском нового содержания и постановкой новых задач ознакомления детей с социальным миром занимались многие исследователи. Существенный вклад в этом отношении внесли Е. И. Радина, П. Т. Саморукова, З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская, С. Г. Журат, В. И. Глотова и др. Сегодня предметами изучения становятся вопросы «социальной компетенции» ребенка (Т. Н. Антонова, Г. Г. Зубова, Е. П. Арнаутова и др., формирования у ребенка «картины мира» (Л. Ф. Купцова) и другие.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к травмоопасным ситуациям. Поэтому значимой для социализации дошкольников является проблема ознакомления их с безопасным поведением, выполняющим жизнеобеспечивающую функцию.
«Опасность» связывается с объектами, событиями, явлениями, которые могут причинять человеку вред. В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность - это возможность, угроза бедствия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного.
Н. Н. Авдеева трактует безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях [1, с. 7].
Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.
В. Н. Кузнецов в своих исследованиях определяет культуру безопасности как процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов [28, с. 26].
Понятие «культура безопасности» как составляющее общей культуры человека и подразумевающее обладание знаниями, умениями и навыками, физическим, интеллектуальным, нравственно-этическим, художественно-эстетическим развитием, эмоциональным восприятием, позволяющими распознавать, предвидеть опасные ситуации, знать правила поведения в таких ситуациях, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей [2, с. 45].
Существует подходы к классификации источников опасности. Е. Я. Гатких, Е. В. Нисковская, В. Г. Пономарёв, О. Н. Русак и др. выделяют: природные, техногенные, социальные. Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанной с местом пребывания человека, и характерна в основном для детей дошкольного возраста: опасности дома, опасности на природе, опасности контактов с незнакомыми людьми, опасности на улице и дороге [24, с. 187].
Культура обеспечения безопасного поведения на дороге - это относительно самостоятельная ветвь общей культуры, являющаяся специфической и самобытной формой жизнедеятельности человека, социальных групп и общества, по удовлетворению их потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена, осуществляемого в условиях необходимого и максимально возможного уровня безопасности транспортных процессов, всех его участников с наименьшим ущербом для окружающей среды [30, с. 8].
Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Дети часто забывают или вовсе не знают, не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, в возможностях транспортных средств, они не обладают способностями взрослых и детей младшего школьного возраста оценивать скорость и расстояние [23, с. 7].
Таким образом, следует отметить, что современная ситуация безопасности дошкольников на дороге во многом зависит от взрослых, родителей и обеспечивается различными нормативными документами. Избежать опасность можно, лишь обучая детей правилам дорожного движения. И обеспечение безопасности движения на дорогах становится все более важной государственной задачей. При этом нужно учитывать возрастные, психофизиологические особенности и индивидуальные различия детей, их интересы, уровень воспитанности, а также небольшой жизненный опыт, тщательно продумывать задачи, содержание, формы и методы работы с дошкольниками.
Особенности освоения основ безопасного поведения у детей 6-7 лет на улицах города
Для того чтобы научить детей азбуке отношений с транспортом и дорогой, издаются специальные книги, плакаты, фильмы и мультфильмы, транслируются радио- и телепередачи, проводятся беседы с работниками ГИБДД. Сегодня разработано достаточно много материала для развития у дошкольников знаний о безопасности жизнедеятельности, в том числе и правилах дорожного движения. Содержание разнообразных программ и методических пособий дает возможность педагогам формировать у детей основные понятия об опасностях, выработать у них умения прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.
В подготовительной группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада и двора в присутствии взрослых. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного «словаря». На прогулках за территорией дошкольного учреждения и двора рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом взрослым необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. И на прогулках, и на занятиях в группе необходимо обращать внимание дошкольников на особенности движения, крупно- и малогабаритного транспорта. Взрослый должен объяснить, что такое «закрытый обзор». На прогулке наглядно показывается движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняется, что, если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды [6, с. 82].
Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках [1, с. 29].
Таким образом, у детей 6-7 лет расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий. Процесс формирования основ безопасного поведения на улицах города должен охватывать все возрастные периоды и позволять подобрать взрослым различные методы и приемы работы с ними.
Педагогические условия формирования безопасного поведения у детей 6-7 лет на улицах города
Для формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников различные авторы используют разнообразные педагогические условия.
Учитывая то, что на современном этапе активно реализуется процесс интеграции, то и в рамках формирования представлений о правилах дорожного движения данное условие является значимым. Воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала [23, с. 37].
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.
На занятиях по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
На занятиях по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др. атрибутику).
На занятиях по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением, учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.
На физкультурных занятиях продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить; свободно кататься на самокате.
На музыкальных занятиях дети принимают активное участие в театра-лизованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «До-рожная азбука».
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное от-ношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки, которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада [23, с. 17].
Организация предметно -развивающей среды в детском саду.
В некоторых дошкольных учреждениях, особенно малокомплектных, где площадь прогулочных участков невелика, используется дорога вокруг здания на территории детского сада. Она рассматривается как «проезжая часть», на ней наносится разметка - разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка пешеходного перехода - «зебра». Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети могут ездить на велосипедах, самокатах, педальных машинах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора. При возможности на участке детского сада создаются специальные автоплощадки, которые включают 4-сторонний перекресток со светофорами, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового движения детского транспорта.
Для развития сюжетно-ролевых игр целесообразно поставить на площадке макеты автомобиля, грузовика, автобуса. Общий вид площадки улучшает установка «городской застройки» - легких каркасных домиков с окнами, разрисовать которые могут сами дети. Такие ширмы-макеты городского ландшафта создают улучшенные условия для игрового действия.
Для эффективного использования территории детского сада реко-мендуется совмещать автоплощадки с физкультурной площадкой. Хорошо оборудовать на участке стоянку для самокатов, детских велосипедов, педальных машин [6, с. 7].
Использование художественной литературы (рассказы, стихи) имеет действенное, жизненное значение, так как в процессе восприятия произведения ребенок активно внутренне сочувствует героям и переживает с ними все происходящие события. Дети начинают оценивать своё поведение по аналогии с воспринятым (Н. С. Карпинская). Литература и беседы с детьми по литературным произведениям заставляют ребёнка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это поможет дошкольнику достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения [4, с. 17].
Игра является основной деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому она по праву относится и к косвенному методу воздействия на ребенка со стороны взрослого. Войдя в игру, ребенок закрепляет соответствующие знания и действия, так как, упражняясь, он лучше овладевает ими. Игра для детей является практикой развития. Поэтому игра является для педагога идеальным методом формирования, развития и воспитания дошкольников. В методической литературе широко представлены различные виды игр с дошкольниками, направленных на формирование у них знаний о правилах дорожного движения [21, с. 7].
Организация экскурсий является сегодня составной частью воспитательной работы с дошкольниками любого возраста, в том числе и в части формирования у них знаний о правилах дорожного движения. Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания.
Обучать детей на занятиях следует: в процессе экскурсий, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций. При этом особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. План проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Основные из них: умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт; умение различать величину транспорта; определять расстояние до приближающегося транспорта; знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение; понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка); понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей; умение связно выражать свои мысли [21, с. 234].
Использование иллюстративного материала: плакаты и иллюстрации, широко используемые как на занятиях с детьми, так и в работе с родителями. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются в дошкольных образовательных учреждениях на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при контроле усвоения учебного материала, при работе с родителями [10, с. 17].
Рассмотрев основные педагогические условия формирования основ безопасного поведения на улицах города у дошкольников, обратимся к вопросу о том, какие педагогические условия создаются в современных программах.
В программе «От рождения до школы» предусмотрены задачи обучению детей дорожной азбуке, последовательному усложнению программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село).
Программа «Радуга» (авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.) имеет специальный раздел «Правила личной безопасности», где предлагаются ситуации для изучения правил пешехода. Большая роль в этом вопросе принадлежит родителям. В данной программе представлены многие имеющиеся виды опасностей [34].
В программе «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.) в разделе «Социально-нравственное воспитание» ставятся задачи приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении [16].
Программа «Светофор» (автор Т. Н. Данилова) излагает содержание и технологию работы по обучению дошкольников от 3 до 7 лет правилам дорожного движения. В программе содержится тематический план, примеры занятий, методические рекомендации, приложения. Она позволяет педагогам научить дошкольников элементарным навыкам поведения на улице, осознанным поступкам в той или иной ситуации [15].
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина). В программе предусмотрен специальный раздел «Ребенок на улицах города», где работа с ним проводится через знакомство с правилами поведения на улицах городах. Содержание программы предусматривает знакомство с правилами дорожного движения и опасностями, которые могут возникнуть, если пренебрегать ими. Детей знакомят с основными дорожными знаками (предупреждающими, предписывающими, запрещающими, информационно-указательными) и светофором, знакомят с работой службы безопасности движения и регулировщика. Детям следует объяснить, что нужно предпринять, если они потерялись на улице, к кому следует обратиться за помощью, назвать свой адрес. В программу включены организационно-методические рекомендации по отбору содержания для работы с детьми с учётом их опыта и сложившихся представлений. Особенность работы по программе, как считают авторы, состоит в осознании педагогом большого значения положительного примера со стороны взрослых, и, прежде всего, педагога [1].
Методическое пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников» (авторы К. Ю. Белая, В. Н, Зимонина, Л. А. Кондрыкинская) закладывает необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, адекватном, осознанном действии в той или иной обстановке, оказывает помощь дошкольникам в овладении элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и развивает у дошкольников самостоятельность и ответственность. Пособие предусматривает формирование умения объяснять собственное поведение в определенных ситуациях [21].
Методическое пособие «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» (Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина) предлагает планы занятий по обучению детей в дошкольном образовательном учреждении, игры и конкурсы, посвященные этой теме. Внимание уделяется и привлечению к такой работе и родителей [32].
Методическое пособие «Правила дорожного движения знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками» (составитель М. С. Коган) показывает, как через игру научить детей правилам дорожного движения. В нем представлены разнообразные шоу-программы, викторины, турниры и конкурсы, которые помогут не только узнать правила поведения на дороге, но и раскрыть творческие способности дошкольников [33].