Вера Астапова
Педагогический проект «Формирование навыков безопасного поведения на дороге через создание клуба «В гостях у Светофора»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Формирование навыков безопасного поведения на дороге через создание клуба по интересам «В гостях у Светофора»
С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий : по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по изучению ПДД, привлекая сотрудников ГИБДД, на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие основы безопасности поведения на дорогах, ситуация к лучшему не изменяется. За 11 месяцев с участием детей и подростков до 16 лет в Белгородской области зарегистрировано 132 ДТП, в которых 140 несовершеннолетних получили травмы. Чаще всего жертвами аварий становятся юные пешеходы (55 ДТП) и пассажиры (63 ДТП). Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Согласно стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы заложенные основы здорового образа жизни и личной безопасности должны стать приоритетными образовательными результатами в дошкольном образовании.
Публикация «Педагогический проект „Формирование навыков безопасного поведения на дороге через создание клуба „В гостях у Светофора“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Светофор
- Темочки
«Вопрос о работе с родителями- это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их педминимумом, привлечение их к работе детского сада»- писала Н. К. Крупская. Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей дошкольного возраста в обучении дошкольников Правилам дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, мы осуществляем целенаправленное взаимодействие и стараемся сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Наше общение строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнра по общению. Единые требования воспитателя и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков безопасного поведения на улице. К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда они пойдут в школу, но это не так, ведь у детей целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства, в том, числе и манера поведения. Поэтому перед нами стоит задача – привлечь к проекту не только детей, но и их родителей, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка, соблюдать ПДД и научить поступать так же своих детей.
Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе. Мы, специалисты дошкольного учреждения, при условии грамотного построения взаимодействия с семьей имеем уникальную возможность систематического общения с семьей, близкого контакта с родителями, что раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья — ребенок — детский сад».
Независимо от того, какую форму взаимодействия с семьей мы выбираем, важно учитывать, что осознание себя в новом статусе родителя сопровождается пересмотром жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Поэтому необходимо, чтобы рядом с родителем оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого он мог бы рассчитывать в любой ситуации.
Наш педагогический коллектив постоянно ставил и ставит перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, сегодня нельзя. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников мы выбрали такое объединение родителей, детей и педагогов, как детско-родительский (Семейный) клуб.
Проблема: При организации воспитательно-образовательного процесса я отметила, что у многих детей не сформированы знания о правилах дорожного движения. Это объясняется как малым жизненным опытом, так и безучастным отношением взрослых. По результатам анкетирования вовлеченность родителей в образовательный процесс составляет 30%. Для решения вышеуказанной проблемы я разработала проект «Формирование основ безопасного поведения воспитанников на дороге через создание семейного клуба «В гостях у светофора». Целью проекта является : Повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка.
Цель проекта : Повышение компетентности родителей в области пдд и формирование основ безопасного поведения на дороге воспитанников ДОУ через создание
Семейного клуба «В гостях у светофора»
Способ достижения цели: Создание Семейного клуба «В гостях у светофора»
Результат проекта : Функционирующий семейный клуб «В гостях у светофора», вовлеченность родителей в деятельность клуба не менее 80%
Требования к результату: • Приказ о создании клуба;
• Утверждено положение о работе клуба;
• Утверждён режим работы, план работы клуба;
• Создана картотека методического материала;
• Создана картотека презентаций по профилактике ДТТ;
• Разработан портфель проекта;
• Проведены консультации, мастер-класс, семинары с педагогами;
• Материалы о внедрении проекта в ДОУ размещено в СМИ и Интернет-ресурсах.
Пользователи результата проекта : Дети дошкольного возраста, родители, педагогические работники.
В ходе подготовки и изучения материалов по реализации проекта мной были выделены основные риски и пути их преодоления это:
1. Трудности преодоления старых стереотипов профессиональной деятельности педагогов. Пути преодоления: Пропаганда инновационных разработок, методические семинары, поощрение тех педагогов, которые внедряют инновации.
2. Неготовность родительской общественности к принятию объективных результатов оценки качества образования своих детей. Пути преодоления: создание механизмов доведения информации до потребителя образовательной услуги.
3. Недостаточное оснащение предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Пути преодоления: увеличение объема финансирования на оснащение предметно – пространственной среды.
4. Недостаточное финансирование. Пути преодоления: Привлечение внебюджетных средств, оказание дополнительных платных услуг.
5. Возможные перегрузки участников проекта Пути преодоления : рациональное планирование мероприятий, оптимальное распределение обязанностей между участниками проекта.
Основные этапы реализации проекта : подготовительный, продуктивный и заключительный.
1. Подготовительный
-приказ о создании творческой группы;
-разработка положений семейного клуба «В гостях у светофора»
-сбор информации о ресурсах семей воспитанников
- разработка правил для детей и родителей по организации клуба
2. Продуктивный.
- составление плана деятельности клуба,
-разработка методических материалов, мультимедийных презентаций, электронных альбомов,
- подбор дидактического материала,
- обогащение предметно-развивающей среды.
3. Заключительный.
-открытие семейного клуба «В гостях у Светофора»
Реализация проекта позволит решить следущие задачи:
-повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
-формирование позитивного опыта семейного воспитания;
-повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта;
-снятие затруднений в детско-родительских отношениях;
-пропаганда здорового образа жизни;
организация взаимодействия и сотрудничества через совместную деятельность, конкурсы и другие мероприятия;
-развитие сотрудничества с различными социальными институтами, государственными и общественными организациями.
По данным социально-психологических и социально-педагогических исследований, тенденции, происходящие в семейных отношениях (отделение молодой семьи от старшего поколения, сокращение числа детей, финансовые затруднения, нестабильность) приводят к уменьшению педагогического потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности и психолого-педагогической культуры, недостаточному выполнению воспитательных функций родителями, эмоциональному неблагополучию детей.
Поэтому, сложившуюся ситуацию наиболее целесообразно постепенно менять, направив на установление более тесных неформальных контактов между педагогами ДОУ и семьями воспитанников, на решение задач повышения педагогической компетентности родителей, через апробацию новых форм партнерских отношений. Одна из эффективных форм психолого-педагогического сопровождения семей – организация в ДОУ клубов разной направленности. Среди основных направлений их деятельности – пропаганда семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.
Литература.
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
3. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
4. Н. В. Елжова «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г.
5. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М. : Мозаика-Синтез, 2009